Сибирские огни, 1986, № 5
окружающей среды, бережного отношения к природе («Седой медведь», «Золотые ро га», «Соболья шуба», «Волшебный посох» и др.), трудового воспитания («Заветная поляна», «Безрукий мастер», «Певучая та ратайка», «Митюшин пояс», «Чудные зер на»), борьбы с вещизмом, паразитизмом существования («Золотые слезы», «Камен ная глыба» и др.). Сибирский колорит присущ всем сказам В. Галкина. Но особо концентрированно подана сибиряка в сказках Московского тракта. Тракт долгое время был основной артерией освоения Западной Сибири. При- трактовые села с профессиональной ямщи ной, постоялыми дворами, политической ссылкой обеспечивали интенсивные комму никации людей, в том числе и эстетические, социальные. Долгие зимние вечера в пре имущественно мужской среде, весьма пест рой в социальном и культурном отноше нии, обусловили развитие прозаических жанров фольклора. Возникли и получили широкое развитие ямщицкие сказы, охот ничьи рассказы, рассказы горнорабочих, золотоискателей. В. Галкин— прямой наследник этой тра диции. В сказе, начинающем оба сборника («Еремеево слово»), он воссоздал атмос феру бытования произведений этого жан ра, точно определил роль бывалых людей, краснобаев, хитрецов в развитии и поддер жании традиции «оказывания». Вполне естественно, что композицион ным ядром обоих сборников стали сказы из жизни ямщиков («Ямщицкий дед», «Заговоренная тройка», «Косматка», «Ям щикова охота», «Каменная глыба», «Певу чая таратайка»), т. е. произведения, кото рые не просто отражают трактовый быт, своеобразное мышление подвергавшихся постоянной опасности сибирских ямщиков, но и прямо продолжают их устно-поэтичес кую традицию. В сказах нет прямых нравоучений, мо ральных сентенций, но доминирующей явно является нравоучительная функция. И вы ражена она образно, зримо, ярко, что де лает сборники весьма ценными и для нравственного воспитания подрастающего поколения. Некоторые из сказов В. Галкина ранее были опубликованы в периодической печа ти. Разрозненные публикации не могли дать полного представления об уровне ху дожественного мастерства и таланте моло дого писателя. Собранные воедино, они стали заметным явлением, «свидетельством о рождении» доброго таланта. Следует отметить еще одно несомненное достоинство сборников — язык. Автору удалось сохранить, точнее, воспроизвести образность и неповторимый колорит рус ско-сибирского разговорного языка, без насыщения диалектизмами и просторечны ми словами, незаметно сблизить его с язы ком художественной литературы, сделать понятным и близким современному чита телю. Сборники не лишены и некоторых не достатков. Не все сказы художественно равноценны. Несколько слабее выглядят рассказы реально-бытовой направлен ности. Нет-нет, да и мелькнет деталь, разрушающая иллюзию - достоверности. Возьмем сказ-запевку «Еремеево ■ слово». Стоеросов — лицо не вымышленное, под-] линное. И корзины он плел, и соби рались у него односельчане . посумерни чать. И не. беда, что звали его не Еремеем, а Селиверстом. Менять имена или созда вать вымышленных героев — право автора. Настораживает фраза: «...потом табачок смолят и толкуют...». На первый взгляд, все нормально. Но перед этим, на той же странице, сказано, что дело происходит в кержацкой, старообрядческой, деревне. А там еще в тридцатых годах большим гре хом было осквернить жилье «бесовским зельем». С этим считались даже самые за ядлые курильщики. Исторически недостоверным становится образ бывалого сибиряка ' Еремея Стоеро- сова. Автор его явно «припомаживает», наделяет женской сентиментальностью: за ставляет в разгар охотничьего сезона от пустить пойманных зайцев. Сибиряка всег да отличали деловитость, даже суровость, расчетливость промысловика. Упрощенчески выглядит окончание этого сказа, с его хит ро ухмыляющимися мужиками. Слишком откровенное развенчание «чуда» не на страивает на сопереживание с героями по следующих сказов, полных волшебства и фантастики. Не удалось автору с художественной достоверностью передать мироощущения подавленных суеверными представления ми кержаков в рассказе «Братья Мель ники». Рассказы о Горном Батюшке («Горный Батюшка», «Золотые слезы») восходят к фольклорным первоисточникам, к мифоло гии горнорабочих Алтая, но им пока не достает внутренней осветленности, харак терной для сказов с выстраданной автором, а потому близкой ему сельско-крестьян ской тематикой. Отсюда идет усложнение сюжетных ходов, введение не всегда оп равданных мотивов, что не характерно для избранного жанра. Эти недочеты Вполне объяснимы, пожа луй, даже неизбежны в творчестве моло дого писателя. В целом же сборники В. Галкина — интересное и многообещаю щее явление современной сибирской прозы. Да и не только сибирской. Я целиком раз деляю мнение Владимира Коробова, что «Сибирским сказам» суждена долгая и счастливая жизнь, со временем они войдут в число любимых книг детей и взрослых». М. МЕЛЬНИКОВ Тимофей Белозеров. Песенка-чудесенка. М., «Малыш», 1984. В этом сборнике, в какой-то мере итого вом, собраны стихи поэта, написанные в разные годы. С первых же строк они подкупают новизной поэтических образов, взволнованностью и свежестью лирическо го чувства: Гнется радостный орешник. Брызжет синяя капель — Рыщет-свищет ветер вешний. Ищет ветку на свирель!.. И забываешь,, что это стихи «для малень ких», —настолько полной, живой предстает \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2