Сибирские огни, 1986, № 5

Н.КНИгКНПЙ полки Владимир Галкин. Сибирские сказы. М., «Молодая гвардия», 1984. Сибирские сказы. М., «Молодая гвардия», 1985. Оба сборника, имеющие одно и то же название, быстро исчезли с книжных при­ лавков. Предпосылки успеха дебютанта точ­ но определил Вл. Коробов в предисловии к первому сборнику: «Я читал так, как чи­ тают в милом далеком детстве, целиком и полностью уходя в волшебный, просто­ душно и наивно, но без остатка забираю­ щий в себя прекрасный мир правды-вымыс­ ла». Каждый сказ В. Галкина — свободная интерпретация фольклорных сюжетов, мо­ тивов, образов, контаминированных и пере­ работанных в соответствии с идейно-худо­ жественными установками автора. Тем не менее, с первой до последней страницы сборников не исчезает ощущение сопри­ частности автора с подлинно народным творчеством. Это обусловлено тем, что пи­ сателю удалось главное: увидеть мир гла­ зами трудового крестьянства, принять его мировоззрение и мироощущение, проник­ нуть в художественную лабораторию ру- сича-сибиряка. Если говорить о фольклоризме литера, туры вообще, то следует отметить, что В. Галкин — отнюдь не новатор. Подобным методом литературного освоения фолькло­ ра пользовались уже и П. П. Бажов, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский да и другие писатели. Заслуга автора в другом: он не повторил сказанное своими пред­ шественниками, сказы его отличаются са­ мобытностью. Для них характерно органи­ ческое сплавление волшебно-фантастичес­ ких элементов с присущей им условностью сюжетных ходов, конфликтно-бытовых си­ туаций и реалистически трезвого видения социальной жизни с ее реальными проти­ воречиями и конфликтами. ...Луговая дева обаятельна в своей чис­ той человеческой любви к батраку Васи­ лию. Она — из нежити. И повстречалась на берегу реки. Но мало чем напоминает русалку. Русалка / противостоит мужскому началу, луговая дева ищет его. Ее способ­ ность принимать личины, перевоплощаться в живых существ и неживые предметы — способность колдуньи, ведьмы. Но ей чуж­ да вредоносная направленность ведьмовст- ва. И перевоплощается луговая дева не в кошку, свинью, собаку, сороку — обычные перевоплощения колдуний, а в белую не­ защищенную березку. Белая береза в рус­ ской свадебной песенности искони симво­ лизирует чистоту и непорочность девушки- невесты. Нежить не способна любить. Лу­ говая дева способна ради любви на само­ пожертвование. Это сближает ее с украин­ скими мавками и еще больше — с южно- славянскими вилами. При этом она оста­ ется неповторимо русской. И появляется она на фоне русско-сибирской природы, русской социальной жизни, на ее разломе (столкновение алчного кулака и душевно чистых бедняков). Скупые, но художе­ ственно точные бытовые детали делают даже иллюзорные события зрительно до­ стоверными. В том же ключе созданы сказы «Седой медведь», «Соболья шуба», «Горностаева гора», «Лис Огневик» и др. Для автора ха­ рактерны «наивная» простота вымысла, возвышенно-поэтическое восприятие при­ роды, красоты во всех ее проявлениях, «детская» вера в торжество добра и спра­ ведливости, «женская» привязанность к добрым и беззащитным героям. В глубокой древности наши предки оду­ шевляли, очеловечивали силы и явления природы, создавали мифологические обра­ зы хозяев стихий. Мифологические персо­ нажи пугали человека, подавляли его во­ лю своей силой, могуществом. У В. Гал­ кина юни как бы видоизменяются, начи­ нают оценивать добро и зло по крестьян­ ским нравственным критериям, становятся носителями крестьянской морали. Медведь-оборотень спасает из ямы-ло­ вушки честного и справедливого охотни­ ка, волшебный кедр одаривает его богат­ ством; «хозяин тайги» награждает гонимую хищником-кулаком сироту морозно^ зи­ мой свежими белыми грибами, наказывает злодеев. Спасителем гонимых чиновника­ ми становится пришедший из украинского фольклора и трансформированный в Сиби­ ри перелесник. Домовой выводит из ни­ щеты крестьянскую семью. Даже леший, полудница и водяной — самые страшные персонажи низшей славянской мифоло­ гии — становятся щедрыми дарителями. Писателю удается через далекие по вре­ мени события без нарушения историко-со­ циальной достоверности выходить на ак­ туальные проблемы наших дней — охраны 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2