Сибирские огни, 1986, № 5
Н.КНИгКНПЙ полки Владимир Галкин. Сибирские сказы. М., «Молодая гвардия», 1984. Сибирские сказы. М., «Молодая гвардия», 1985. Оба сборника, имеющие одно и то же название, быстро исчезли с книжных при лавков. Предпосылки успеха дебютанта точ но определил Вл. Коробов в предисловии к первому сборнику: «Я читал так, как чи тают в милом далеком детстве, целиком и полностью уходя в волшебный, просто душно и наивно, но без остатка забираю щий в себя прекрасный мир правды-вымыс ла». Каждый сказ В. Галкина — свободная интерпретация фольклорных сюжетов, мо тивов, образов, контаминированных и пере работанных в соответствии с идейно-худо жественными установками автора. Тем не менее, с первой до последней страницы сборников не исчезает ощущение сопри частности автора с подлинно народным творчеством. Это обусловлено тем, что пи сателю удалось главное: увидеть мир гла зами трудового крестьянства, принять его мировоззрение и мироощущение, проник нуть в художественную лабораторию ру- сича-сибиряка. Если говорить о фольклоризме литера, туры вообще, то следует отметить, что В. Галкин — отнюдь не новатор. Подобным методом литературного освоения фолькло ра пользовались уже и П. П. Бажов, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский да и другие писатели. Заслуга автора в другом: он не повторил сказанное своими пред шественниками, сказы его отличаются са мобытностью. Для них характерно органи ческое сплавление волшебно-фантастичес ких элементов с присущей им условностью сюжетных ходов, конфликтно-бытовых си туаций и реалистически трезвого видения социальной жизни с ее реальными проти воречиями и конфликтами. ...Луговая дева обаятельна в своей чис той человеческой любви к батраку Васи лию. Она — из нежити. И повстречалась на берегу реки. Но мало чем напоминает русалку. Русалка / противостоит мужскому началу, луговая дева ищет его. Ее способ ность принимать личины, перевоплощаться в живых существ и неживые предметы — способность колдуньи, ведьмы. Но ей чуж да вредоносная направленность ведьмовст- ва. И перевоплощается луговая дева не в кошку, свинью, собаку, сороку — обычные перевоплощения колдуний, а в белую не защищенную березку. Белая береза в рус ской свадебной песенности искони симво лизирует чистоту и непорочность девушки- невесты. Нежить не способна любить. Лу говая дева способна ради любви на само пожертвование. Это сближает ее с украин скими мавками и еще больше — с южно- славянскими вилами. При этом она оста ется неповторимо русской. И появляется она на фоне русско-сибирской природы, русской социальной жизни, на ее разломе (столкновение алчного кулака и душевно чистых бедняков). Скупые, но художе ственно точные бытовые детали делают даже иллюзорные события зрительно до стоверными. В том же ключе созданы сказы «Седой медведь», «Соболья шуба», «Горностаева гора», «Лис Огневик» и др. Для автора ха рактерны «наивная» простота вымысла, возвышенно-поэтическое восприятие при роды, красоты во всех ее проявлениях, «детская» вера в торжество добра и спра ведливости, «женская» привязанность к добрым и беззащитным героям. В глубокой древности наши предки оду шевляли, очеловечивали силы и явления природы, создавали мифологические обра зы хозяев стихий. Мифологические персо нажи пугали человека, подавляли его во лю своей силой, могуществом. У В. Гал кина юни как бы видоизменяются, начи нают оценивать добро и зло по крестьян ским нравственным критериям, становятся носителями крестьянской морали. Медведь-оборотень спасает из ямы-ло вушки честного и справедливого охотни ка, волшебный кедр одаривает его богат ством; «хозяин тайги» награждает гонимую хищником-кулаком сироту морозно^ зи мой свежими белыми грибами, наказывает злодеев. Спасителем гонимых чиновника ми становится пришедший из украинского фольклора и трансформированный в Сиби ри перелесник. Домовой выводит из ни щеты крестьянскую семью. Даже леший, полудница и водяной — самые страшные персонажи низшей славянской мифоло гии — становятся щедрыми дарителями. Писателю удается через далекие по вре мени события без нарушения историко-со циальной достоверности выходить на ак туальные проблемы наших дней — охраны 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2