Сибирские огни, 1986, № 5
вещи разные, и, наверно, надо идти на встречу друг другу... Но это большая такая тема моя, очевидно, я от нее никак не сумею отойти...1 На съемках он держался спокойно, про фессионально. Не замечал кинокамеры. Не вмешивался в нашу работу, не давил авторитетом. Мне кажется, он даже сте снялся своего авторитета. Всегда был в приподнятом настроении. О том, что он был истинный артист, говорили его глаза. Они могли выражать все. В нашем филь ме задуман был такой эпизод. Шукшин, стоя у дороги, должен был приветство вать первомайскую демонстрацию бийчан. Я спросил его, как он собирается это де лать. Через минуту (какое там минуту!) Василий Макарович преобразился. Воз бужденный, радостный, с горящими гла зами, он приветливо махал рукой, будто мимо него и впрямь двигалось празднич ное шествие... После окончания съемок, уже в начале мая, он пригласил нас к себе в Сростки. Поехали. И вот на двадцать восьмом ки лометре Чуйского тракта увидели на ко согоре, близ дороги, полоску нерастаяв шего снега. Уже и травка кругом зеленела, и солнышко пригревало, а снег лежал. Василий Макарович остановил машину, вышел, взял его в горсть, помял и кричит нам: .— Ребята! А снег-то теплый! И как был в костюме и галстуке — ку- вырк в сугроб! Глядя на него, и мы слов но с ума посходили. Снег влажный, зер нистый (слава богу, хоть чистый) в туфли набился, за воротник попал, потек, а нам весело до чертиков!.. Хорошо, хоть на до роге никого не было. За пьяных бы приня ли или подумали бы, что из дурдома ре бята устроили коллективный побег. Да, не забудутся те денечки... Владислав Александрович Ковердяев до сих про работает кинооператором на од ном из бийских предприятий. Он пригла сил нас с Василием Филипповичем Бело зерцевым, сотрудником «Бийского рабоче го», посмотреть телефильм «Наш город». Перематывая ленту, рассказывал. — Первый раз я увидел Шукшина, ког да поехали мы в квартал АБ на съемки, Слышу, Федя болтает с ним по-свойски, а я сижу в рот воды набравши. Ну, о чем, думаю, мне с таким человеком говорить? Он вон кто, а я вон кто. Потом, когда поближе его разглядел, посмеялся над со бой. Уже к концу дня мы стали на «ты»: он меня — «Слава», я его — «Вася». Хотя к друзьям его себя не причисляю, вы, ре бята, чего-нибудь не подумайте! А то у него сейчас много друзей появилось. Я только хочу сказать, как быстро он с людьми сходился. Вот вам пример. Как- то после съемки наш шофер предложил: «Поехали ко мне в Савиново!» Это кило метров за сорок от Бийска. Поехали. За городом видим, недалеко от дороги мужик на тракторе пашет. Василий говорит: «По стойте, я хочу с ним поговорить». Вышел из машины и пошел пахотой к трактору. Я, было, тоже увязался за ним с камерой, но Федя остановил: «Не мешай». 1 Фрагмент магнитофонной записи. Опубликован Ф. И. Клиндуховым в газете «Бийский рабочий» (№ 140 от 22 июля 1983 года). 168 Видим: трактор остановился, маленько погодя тракторист вылез из кабины, сели они с Василием на корточки у гусеницы, закурили и — пошел у них разговор. Дол го проговорили. Потом Василий Макаро вич попрощался с ним за руку и двинулся к машине; идет, на ходу что-то в блокнот записывает, вид задумчивый, но доволь ный. Спрашиваем: «Знакомый, что ли, по пался?» — «Нет, ребята. Первый раз его вижу. Просто поговорить захотелось. Ин тересный человек». Вот так... И ведь настырным не назо вешь. Наоборот. Однажды взялись мы в его присутствии одному нашему теле визионщику косточки перемывать: семей ная жизнь у того не ладилась. Он слушал- слушал, морщился, а Потом говорит: «Ре бята, неужели вам не стыдно в чужую ду шу лезть? Ведь это дело только их двоих касается». В краску нас вогнал... Перемотав одну часть, Владислав Алек сандрович принялся за другую. — Чтобы вы не скучали, песенку вам заведу. И включил магнитофон. Послышался негромкий басок Шукшина и мелодичный голос Лидии Федосеевой. Миленький ты мой, - Возьми меня с собой И в том краю далеком Назовешь ты меня женой... В простенькой, казалось бы, песенке бы ло что-то шукшинское, берущее за душу. — Ну как? — спросил Владислав Алек сандрович. Он даже ленту мотать перестал, глаза его блестели. — Хорошая песня! — ответили мы чуть не хором. — То-то... Однажды были мы у него в Срос-ґках. И он предложил: «Ребята, хотите, я вам новую песню спою?» И спел. Вот эту. Слушайте, люди... Сейчас, конеч но, все перегорело... И то я эту песню спо койно слушать не могу. А тогда, поверите, сидел, как" дурак, и глаз с него не сводил. Ну какой же он тогда был! Не артист, не писатель, не кинорежиссер, а просто Васька Шукшин, замечательный сростинский парень... Фильм о Бийске, честно говоря, не произвел на меня большого впечатления. Может, потому, что я шел на Шукшина, а Шукшина там оказалось мало: он по казался всего несколько раз. Остальное было знакомое-перезнакомое. Мы засобирались уходить (час был уже поздний), но Владислав Александрович нас остановил: — Подождите, еще кое-что покажу. И вставил в аппарат новую ленту. Мы увидели на импровизированном экране момент съемки заключительных кадров кинофильма «Печки-лавочки». Шук шин в фуфайке и босиком сидел в задумчи вой позе у костра; почти над его головой завис на кране оператор, вокруг суетились какие-то люди. Фуфайкой ли, растрепавшимися ли под ветерком волосами он вдруг пронзитель но-ясно напомнил мне того вихрастого худенького паренька в мятом-перемятом пиджачишке, ученика техникума... . .. — На Пикете снимали,— пояснил Вла дислав Александрович.— Как-то были с ним
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2