Сибирские огни, 1986, № 5
— Тут все о Шукшине. С тех самых пор собираю, как впервые встретился с ним. В папках были газетные, журнальные вырезки и множество фотографий. На од ной из них рукою Шукшина было написа но: «Федору от «Федора», на другой (с видом вечернего Бийска) — «Авторам и участникам съемочной группы фильма о г. Бийске. Удачи вам, дорогие друзья! Апрель 1967 г.» — Федор Иванович, расскажите под робнее о своем фильме. — Задумали мы его к пятидесятилетию Советской власти. Сценарий заказали од ному из ведущих алтайских писателей Марку Юдалевичу. Марк Иосифович выд винул хорошую идею: показать Бийск че рез восприятие человека, который много лет не был в городе, а потом вернулся. Найти же такого человека предстояло мне, режиссеру, Не сразу решил я эту задачку: тут первый попавшийся не подойдет. Но, вот, однажды услышал, что в Сростки Шукшин приехал, живет у матери. Вот, думаю, тот человек, какого нам надо. Сказал об этом директору студии, глав ному редактору. Те охотно согласились. Пали мы втроем в машину и помчались в Сростки — договариваться. Перед домом (где теперь музей),' на пригорке, машина забуксовала: апрель уже был. Меня, как самого молодого, пос лали узнать, дома ли Шукшин. Постучал я в окно, оттуда выглянул Василий Мака рович в рубашке бурачного цвета, при ветливо улыбнулся, словно мы век были знакомы, махнул рукой: «Давай заходи!» Признаться, в эту минуту его простота мне показалась наигранной, актерской. Но потом сто раз убедился, что он всегда был такой: очень легко сходился с людьми. Надо сказать, что ехали мы без особой уверенности в успехе. Масштаб, думали, для него не тот. Известный писатель, ки норежиссер, актер и вдруг — Бийск^я те лестудия! Но его и уговаривать не при шлось. — Доброе дело задумали! Со мной из Москвы парень один ехал в Бийск, на стройку, по распределению. Узнал, что я из этих краев, давай расспрашивать о Бийске. И, к стыду своему, я ничего путного не смог ему рассказать. А ведь до войны жил в этом городе, позже в тех никуме учился, да и теперь каждый год бываю. Так что ваш фильм многим будет интересен. В том числе и мне. Обнадеженные, мы уехали. Но я в тот же день снова вернулся — обсудить кон кретно порядок съемок. Проговорили мы с ним долго. Как-то незаметно перешли на «ты». Разговор шел не только о предстоящих съемках, а обо всем. Помню, спросил его, какой из своих фильмов он выше оценивает: «Живет та кой парень» или «Ваш сьгн и брат». Он ответил: «Второй. С первым у меня полу чилось не совсем так, как было задумано. Во время съемок умер прекрасный артист Николай Балакин, игравший Кондрата Степановича, старшего товарища Пашки Колокольникова. Если помнишь, Пашка сводит его с Анисьей. Потом, по замыслу, Кондрат Степанович приходит к Пашке в больницу и в разговоре признается, что с Анисьей у него ничего не вышло. Это была бы важная сцена. Но пришлось на ходу заменять ее другой, переделывать сценарий». Много в тот вечер он говорил и о Сте пане Разине. Помню такие его слова: «В народе его представляют богатырем сказочной силы и красоты. А я его вижу обыкновенным человеком, только умным, хитрым, смекалистым...» По-моему, он жил Разиным: что бы ни делал — думал о нем. Начались съемки. По сценарию, Шук шин должен был рассказать о своем жиз ненном пути. Он и начал, было, расска зывать, но вдруг помрачнел и взмахом руки остановил съемку. — При чем тут я и город? Пришлось искать другой подход. Я предложил: -— Василий Макарович, а что если мне, как режиссеру, обратиться к вам прямо в кадре с просьбой рассказать о Бийске? Как бы вы это сделали? Он подумал, улыбнулся по-своему. — А что... Можно попробовать... Я бы рассказал о том, какой огромный перево рот в моей жизни произвел этот город. Во-вторых, он напугал меня. Если раньше жизнь с ее бесконечными масштабами за канчивалась за селом, теперь я увидел все не так... Меня привезли сюда родители десяти летним мальчиком. Это было первое от крытие мира. Распахнулся передо мной широкий, огромный мир, который удивил и немного напугал. Может быть, я с этого и начал бы, если бы мне довелось рас сказывать о городе Бийске, которому чрез вычайно благодарен за многое хорошее. Наверно, я не одинок в этом своем качестве, когда город крепко, очень креп ко повлиял на судьбу. Не всем нам удает ся выехать слишком далеко. Не всегда это удается, но, во всяком случае, до Бийска мы всегда доезжаем. И вот просто небольшое внимание к че ловеку в магазине, на базаре, на вокза ле —и человек не почувствует какого-то холода, какого-то неприятного ощущения, что он выехал из своего родного села, значит, попал в немножко враждебный, что ли, мир. Это, наверно, очень ответственно, и на бийчан накладывает, может быть, извест ную ответственность, такую своеобразную, потому что крестьянин, рабочий совхоза, колхозник, приезжающий сюда, в город, уже встречается с людьми иного, скажем, плана, несколько иной жизни, что ли. И по тому, как встречают горожане сельского жителя, он и начинает понимать город, хороший он или плохой, жестокий или не совсем. Бийск — это город, по которому многие судят о городах вообще. Ну, еще возвращаясь к моей мысли о связи села с городом, наверное, и это бы рассказал, как Бийск встречает и про вожает. Он ведь очень много проводил людей, провожал людей на войну, все это через бийский вокзал проходило... Он встречал целинников. Провожал на учебу людей, встречал инженеров. То есть я бы лишний раз подчеркнул, что в город при езжают не только получать профессии, а еще учиться быть людьми. Просто есть городская культура, а есть, сельская, это £67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2