Сибирские огни, 1986, № 5
учиться куда-нибудь. А Шукшин с безрас. судной решимостью бросился, словно в омут, в «огромную неведомую жизнь», без гроша в кармане, с одною надеждой на свои силы да на юношеские, весьма и весь ма незрелые, должно быть, сочинения, на писанные на листах из старых книг. И вре мя-то еще было какое: послевоенное, го лодное, с карточной системой, с дороговиз ной! Ни-че-го не побоялся. Это характер. Не имей Шукшин такого характера — немно гого бы он добился в жизни. Она его и потом не баловала. Годы его скитаний, 1947—1949-е, слабо и противоречиво освещены в литературе. И сам Василий Макарович, похоже, не лю бил вспоминать о них. Нелегкие были годы, что и говорить... Долгое время мне было известно два личных дела Шукшина. Фотокопию перво го, за 1954 год, я видел в музее Шукшина в Сростках, второго, за 1973 год — в крае ведческом музее. Но вот сравнительно не давно в мои руки попало третье, а если придерживаться хронологии, то йервое его личное дело, за октябрь 1953 года. Случилось это так. Однажды инспектор архивного отдела крайисполкома Надеж да Петровна ВоЛкова спросила меня: — Знаете ли вы, что в Бийском райгос- архиве есть личное дело Шукшина? Этого я не знал. И спокойно вынести та кую новость не мог. Сразу заговорил о ко мандировке в Бийск, но милейшая Надеж да Петровна ответила: — Не надо. Я позвоню, они вышлют его сюда. Во временное пользование. Хорошо быть архивистом, не правда ли? Через несколько дней, безо всяких хлопот, я уже листал заветную папку. В ней было всего три документа: личный листок по учету кадров, заполненный собственноруч но Василием Шукшиным 19 октября 1953 года, автобиография за то же число и ко пия аттестата зрелости за 31 августа 1953 года. Забыл упомянуть еще про фотогра фию. Шукшин на ней в черном пиджаке и светлой рубашке с застежкой-молнией. Это личное дело обрадовало меня не только тем, что еще не попадало в руки исследователей. Оно было составлено Шук шиным в год возвращения с военной служ бы, т. е. по свежей памяти. На этом осно вании я сделал вывод, что здесь он наи более точно и подробно отобразил свою трудовую деятельность и службу на флоте. К сожалению, автобиографические доку менты Шукшина безупречной точностью не отличаются. И это личное дело — тоже. При мер с техникумом я уже приводил. Но за основу, как говорят, вполне можно при нять то, что записал 19 октября 1953 года досрочно демобилизованный старший мат рос Василий Шукшин. Вот как выглядит выполняемая им работа с начала трудо вой деятельности: «5.5.47 г. Слесарь-такелажник. Трест «Союзпроммеханизация» г. Москва. 8.47 г. Командирован для механизации предприятий в города: 12.47 г. г. Калуга — турбинный завод. г. Калуга. 02.48 г. г, Владимир — тракторный завод (ВТЗ) г. Владимир. 5.48 г.—15.8.48 г. С т р о и т е л ь с т в о электростанции Министерства электростан ций. Московская область. Ленинский рай он. 20.8.49 г. Призван на срочную служ бу. Курсант. Ленинград. Младший радист. Черноморский флот. 02.53 г. Демобилизован решением мед комиссии госпиталя Черноморского флота». В автобиографии от 20 июня 1954 года (той, что в музее в Сростках) Шукшин добавляет: «С апреля 1949 года по октябрь 1949 го. да работал в системе ремонтно-восстанови тельных работ Министерства путей сообще ния СССР — так наз. ГОРЕМ-5 (Головной ремонтно-восстановительный поезд № 5 ). Объекты работы находились сначала на станции Щербинка Московско-Курской железной дороги Московской области — строительство электростанции, затем на станции Голицыно Белорусской железной дороги — строительство моста. 20 октября 1949 года я был призван на срочную службу в Военно-Морской флот СССР...» И здесь он допустил ошибку с датой призыва на военную службу, хотя' в ан кете указал ее правильно. В справке Ле нинского объединенного райвоенкомата Московской области от 30 октября 1982 года сообщается, что «...Шукшин Василий Макарович, 1929 года рождения, действи тельно призывался в Военно-Морской флот 20 августа 1949 года». Августа, но не октября! По моей просьбе ГОРЕМ-5 Мосэлектро- тягстроя объединения «Союзподъемтранс- маш» (такое, вот, названьице) прислал справку о том, что Шукшин работал в этой организации с 18 апреля по 2 августа 1949 года в качестве маляра. Уволен в связи с призывом на военную службу. Пытался я уточнить и время его работы в Москве, Калуге, Владимире, но связать ся с теми организациями пока не удалось. Молчат, МАТРОССКИЕ ГОДЫ На военную службу Василий Шукшин попал, можно сказать, с третьего захода. Вот что пишет он в автобиографии за 1966 год. «В 1948 году Владимирским горвоенко матом я, как парень сообразительный и абсолютно здоровый, был направлен в авиационное училище в Тамбове. Все мои документы, а их было много, разных справок, повез сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся —там, в военкомате, были добрые люди, и мне больно было огорчить их, что я такая «шляпа»... И еще раз, из-под Москвы, посылали меня в военное училище, в автомобильное, в Рязань. Тут провалился на экзаменах. По математике». Читаем дальше: «В 1949 году был призван служить во флот. В учебном отряде был в Ленингра- 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2