Сибирские огни, 1986, № 5

учиться куда-нибудь. А Шукшин с безрас. судной решимостью бросился, словно в омут, в «огромную неведомую жизнь», без гроша в кармане, с одною надеждой на свои силы да на юношеские, весьма и весь­ ма незрелые, должно быть, сочинения, на­ писанные на листах из старых книг. И вре­ мя-то еще было какое: послевоенное, го­ лодное, с карточной системой, с дороговиз­ ной! Ни-че-го не побоялся. Это характер. Не имей Шукшин такого характера — немно­ гого бы он добился в жизни. Она его и потом не баловала. Годы его скитаний, 1947—1949-е, слабо и противоречиво освещены в литературе. И сам Василий Макарович, похоже, не лю­ бил вспоминать о них. Нелегкие были годы, что и говорить... Долгое время мне было известно два личных дела Шукшина. Фотокопию перво­ го, за 1954 год, я видел в музее Шукшина в Сростках, второго, за 1973 год — в крае­ ведческом музее. Но вот сравнительно не­ давно в мои руки попало третье, а если придерживаться хронологии, то йервое его личное дело, за октябрь 1953 года. Случилось это так. Однажды инспектор архивного отдела крайисполкома Надеж­ да Петровна ВоЛкова спросила меня: — Знаете ли вы, что в Бийском райгос- архиве есть личное дело Шукшина? Этого я не знал. И спокойно вынести та­ кую новость не мог. Сразу заговорил о ко­ мандировке в Бийск, но милейшая Надеж­ да Петровна ответила: — Не надо. Я позвоню, они вышлют его сюда. Во временное пользование. Хорошо быть архивистом, не правда ли? Через несколько дней, безо всяких хлопот, я уже листал заветную папку. В ней было всего три документа: личный листок по учету кадров, заполненный собственноруч­ но Василием Шукшиным 19 октября 1953 года, автобиография за то же число и ко­ пия аттестата зрелости за 31 августа 1953 года. Забыл упомянуть еще про фотогра­ фию. Шукшин на ней в черном пиджаке и светлой рубашке с застежкой-молнией. Это личное дело обрадовало меня не только тем, что еще не попадало в руки исследователей. Оно было составлено Шук­ шиным в год возвращения с военной служ­ бы, т. е. по свежей памяти. На этом осно­ вании я сделал вывод, что здесь он наи­ более точно и подробно отобразил свою трудовую деятельность и службу на флоте. К сожалению, автобиографические доку­ менты Шукшина безупречной точностью не отличаются. И это личное дело — тоже. При­ мер с техникумом я уже приводил. Но за основу, как говорят, вполне можно при­ нять то, что записал 19 октября 1953 года досрочно демобилизованный старший мат­ рос Василий Шукшин. Вот как выглядит выполняемая им работа с начала трудо­ вой деятельности: «5.5.47 г. Слесарь-такелажник. Трест «Союзпроммеханизация» г. Москва. 8.47 г. Командирован для механизации предприятий в города: 12.47 г. г. Калуга — турбинный завод. г. Калуга. 02.48 г. г, Владимир — тракторный завод (ВТЗ) г. Владимир. 5.48 г.—15.8.48 г. С т р о и т е л ь с т в о электростанции Министерства электростан­ ций. Московская область. Ленинский рай­ он. 20.8.49 г. Призван на срочную служ­ бу. Курсант. Ленинград. Младший радист. Черноморский флот. 02.53 г. Демобилизован решением мед­ комиссии госпиталя Черноморского флота». В автобиографии от 20 июня 1954 года (той, что в музее в Сростках) Шукшин добавляет: «С апреля 1949 года по октябрь 1949 го. да работал в системе ремонтно-восстанови­ тельных работ Министерства путей сообще­ ния СССР — так наз. ГОРЕМ-5 (Головной ремонтно-восстановительный поезд № 5 ). Объекты работы находились сначала на станции Щербинка Московско-Курской железной дороги Московской области — строительство электростанции, затем на станции Голицыно Белорусской железной дороги — строительство моста. 20 октября 1949 года я был призван на срочную службу в Военно-Морской флот СССР...» И здесь он допустил ошибку с датой призыва на военную службу, хотя' в ан­ кете указал ее правильно. В справке Ле­ нинского объединенного райвоенкомата Московской области от 30 октября 1982 года сообщается, что «...Шукшин Василий Макарович, 1929 года рождения, действи­ тельно призывался в Военно-Морской флот 20 августа 1949 года». Августа, но не октября! По моей просьбе ГОРЕМ-5 Мосэлектро- тягстроя объединения «Союзподъемтранс- маш» (такое, вот, названьице) прислал справку о том, что Шукшин работал в этой организации с 18 апреля по 2 августа 1949 года в качестве маляра. Уволен в связи с призывом на военную службу. Пытался я уточнить и время его работы в Москве, Калуге, Владимире, но связать­ ся с теми организациями пока не удалось. Молчат, МАТРОССКИЕ ГОДЫ На военную службу Василий Шукшин попал, можно сказать, с третьего захода. Вот что пишет он в автобиографии за 1966 год. «В 1948 году Владимирским горвоенко­ матом я, как парень сообразительный и абсолютно здоровый, был направлен в авиационное училище в Тамбове. Все мои документы, а их было много, разных справок, повез сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся —там, в военкомате, были добрые люди, и мне больно было огорчить их, что я такая «шляпа»... И еще раз, из-под Москвы, посылали меня в военное училище, в автомобильное, в Рязань. Тут провалился на экзаменах. По математике». Читаем дальше: «В 1949 году был призван служить во флот. В учебном отряде был в Ленингра- 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2