Сибирские огни, 1986, № 5

очередных вершин, останавливается в раз­ витии и росте. Один подошел к потолку своих возможностей и тут встает вопрос перед педагогом о профессиональной при­ годности будущего актера. Другой — оста­ навливается потому, что почувствовал лег­ кость успеха и перестал работать. И в дан­ ном случае перед педагогом возникает не­ мало проблем. Бывает и такое, что студент идет в процессе обучения очень медленны­ ми шагами, но к концу сессии обгоняет бо­ лее одаренных и достигает в работе боль­ ших результатов. Случается и такое, и это становится частым в последние годы, что развитию и росту студента мешает его низ­ кая общая культура... А вообще, сколько студентов, столько и вариантов путей их роста и развития. И одна из главных обязанностей педагога — изучить и знать каждого воспитанника. К каждому, как говорится, надо подобрать звой ключик, и помочь обучающемуся найти путь для раскрытия собственной индивиду­ альности. Случается и такое, когда, потратив на студента много времени и сил, в конце первого года обучения, или даже второго, приходится с ним расставаться. Иногда оп­ ределить профессиональную пригодность бывает очень трудно. И не случайно, по положению Министерства культуры в теат­ ральных учебных заведениях, для определе­ ния: быть или не быть студенту актером, дается срок в два года. Был в моей практике и такой случай. На первом курсе училась студентка М. Деся­ тилетку она закончила с золотой медалью. При поступлении в училище по мастерству актера получила пятерку. Очень любила театр, хорошо мыслила, блестяще разбира­ ла работу студентов на курсе, была очень нужным и полезным человеком в коллекти­ ве. По всем предметам имела пятерки, а по мастерству актера, имея средние способно­ сти, но благодаря интеллекту, культуре и большой работоспособности — не выбива­ лась из общего ряда успевающих. К концу первого курса она начала полнеть и при небольшом росте ей после училища в театре было бы очень трудно найти роль. Сочета­ ние средних способностей с такими внешни­ ми данными заставили меня задуматься о будущем М. После долгих обсуждений судьбы М. с другими педагогами я решил ее отчислить. Были слезы, длительные раз­ говоры с «пострадавшей» и студентами, защищавшими ее, но пришлось проявить настойчивость. Я посоветовал, раз она лю­ бит театр, поступить на театроведческий факультет или филологический. После от­ числения она уехала в Томск и была за­ числена в университет. Первые годы, при­ езжая в Новосибирск на каникулы, М. часто приходила к нам на занятия, сидела молча и как бы все еще прощалась с профессией, о которой мечтала и которая навсегда от нее уходила. Но однажды после занятий подошла ко мне и поблагодарила за своевре­ менное, правильное решение. Ведь даже из оканчивающих училище не все впоследствии становятся актерами. Ра­ ботают на телевидении, в филармонии, других близких к театру учреждениях. По разным обстоятельствам не все становятся ведущими актерами в тех театрах, где они работают. Но я всегда бываю доволен, что из 15—20 оканчивающих училище 2—3 вос­ питанника, а иногда и 3—4, становятся из­ вестными, талантливыми актерами. Ну, а остальные — полезными и нужными театру людьми. Большая группа выпускников на­ шего училища работает в театрах Новоси­ бирска. За эти годы многие из них получили вы­ сокие звания. Бывшие выпускники: В. Ши- ронина, А. Лосев, Г. Шустер, В. Решетни­ ков, В. Бирюков удостоены звания заслу­ женного артиста республики. В. Бирюкову за участие в фильме «Вечный зов» было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР. Успехи бывших выпускников Новосибир­ ского театрального училища, я уверен, бу­ дут приумножаться с каждым годом, с каждым новым выпуском. И их, наверное, не было бы, если бы не терпение и талант педагогов, отдавших и отдающих сегодня много сил и энергии молодым актерам. Это:—руководители курсов разных лег: нар. арт. РСФСР Н. Михайлов, заел, деяте­ ли искусств Л. Белов, К. Чернядев и Р. Корох, заел, артисты РСФСР Л. Борисо­ ва, А. Беляев, И. Поляков, А. Мовчан и пе­ дагоги: нар. арт. РСФСР А. Гаршина, заел, артисты РСФСР В. Широнина, В. Харито­ нов и другие. В народе говорят, что педагог — это чело­ век, который бросает семена в грядущие времена. Семена, которые в будущем дадут новый урожай. В нашей работе — урожай на ниве театрального искусства, которому мы все преданы бесконечно и навсегда. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2