Сибирские огни, 1986, № 5
обидно, а главное — тревожно: что будет с коллективом, кто поведет его дальше?! К тому же, уход Кузьмина имел для ТЮЗа отрицательные последствия: боль шая группа молодых актеров, уже заняв шая ведущее положение в театре, в течение сезона тоже перешла в «Красный факел». Многие спектакли прекратили свою жизнь и оголили тюзовскую афишу. Переход актеров продолжался несколько лет. За два-три года после ухода Кузьмина труп па обновилась почти на пятьдесят процен тов. Такое нарушение стабильности произошло за многие годы впервые и, как говорится, здорово выбивало из колеи. Итак, что же сделал Кузьмин за более чем десятилетний период руководства те атром? Во-первых, самостоятельно и совместно с другими режиссерами он осуществил по становку тридцати семи спектаклей. Многие из них были^награждены дипломами, удос тоены званий лауреатов различных конкур сов и смотров. Режиссеру Кузьмину была подвластна и современная пьеса, и класси ческая. Ему был доступен любой жанр, он хорошо ориентировался в драме и комедии, в трагедии и сказке. За время руководства театром Владимир Валентинович активно способствовал росту режиссерских кадров. Актер А. Мовчан и автор этих строк стали работать очередны ми режиссерами. Позже А. Мовчан возгла вил коллектив Новосибирской музыкальной комедии. В эти годы в театр был приглашен работать очередным режиссером Л. Белов, возглавляющий ныне, театр. Актеры и режиссеры театра за это время десять раз удостаивались высоких почетных званий. Звание заслуженного артиста РСФСР получилд Д. Бутенко, А. Мовчан, А. Гаршина, Е. Лемешонок, С. Гарин и ав тор этих строк. Несколько позже Гаршиной и Мовчану было присвоено звание народ ных артистов РСФСР. Сам Кузьмин был удостоен сначала звания заслуженного де ятеля искусств РСФСР, а позже народного артиста РСФСР. В те годы о ТЮЗе укрепилось мнение, как о лучшем периферийном детском теат ре. О театре много говорили, много писала центральная и местная пресса... После ТЮЗа, проработав в театре «Крас ный факел» около пяти лет, Кузьмин был приглашен в Москву, где возглавил Цент ральный детский театр. Но через некоторое время он снова расстался с детским теат ром и перешел работать главным режиссе ром в Ярославскую драму. В 1980 году Кузьмин был приглашен в ТЮЗ на постановку спектакля «Соловьиная ночь». Расставаясь после премьеры с кол лективом, где он начинал свой творческий путь, Владимир Валентинович сказал: — За последнее десятилетие я прорабо тал уже в трех коллективах. Много видел хорошего, много — плохого. Были и радос ти, и трудности, и огорчения. Но я всегда с большой любовью и теплотой вспоминаю работу в Новосибирском ТЮЗе. Это была самая счастливая и радостная пора в моей творческой биографии. Уверен, что сказанное Владимиром Вален тиновичем не долг вежливости коллективу, где он когда-то начинал и вырос в крупного режиссера, а искренность мыслей и чувств. Потому, что Многие из нас, кто работал с ним в те годы, могли бы сказать, может быть, другими словами, то же самое. Я заканчиваю эту главу с чувством удов летворения, потому что прикоснулся к са мому дорогому в моей творческой жизни. Я заканчиваю ее и с грустью, потому что эти годы никогда и никому не вернуть. Потому что многие из тех, кто создавал тогда театр, работают на других сценах, некото рые ушли на пенсию, а Анатолий Мовчан и Владимир Ямпольский ушли из жизни. Если не считать педагогической работы под руководством моего мастера Леонида Федоровича Макарьева в Ленинградском театральном институте, о которой упоминаі лось выше, уже более двадцати лет я пре подаю мастерство актера в Новосибирском театральном училище. За Зти годы мною сделано пять выпусков. Один из них был режиссерский. Кроме того, в течение десяти лет, работая педагогом на режиссерском факультете в новосибирском филиале Мос ковского государственного института куль туры, на заочном отделении сделал два вы пуска режиссеров народных театров. Постоянно загруженный в театре и как актер, и как очередной режиссер, я не пом ню сезона, который был бы свободным от педагогической работы. И часто после репе тиции в театре, когда я собираюсь на за нятие к студентам, мне из года в год то варищи задают один и тот же вопрос: — Что, опять в училище? Неужели тебе не надоело возиться со студентами? В последнее время я стараюсь не отве чать на подобные реплики, отделываясь ли бо молчанием, либо шуткой. Напоминать человеку, забывшему о том, что он тоже когда-то делал свои первые шаги на сцене и что с ним тоже кто-то «возился», как-то неловко. Конечно, заниматься педагогической ра- ботой в актерском деле может не любой актер или режиссер, имеющий специальное образование. И не всякий должен, даже если он по тем или иным причинам к этому стремится. Это особая профессия и к ней тоже надо иметь призвание, любовь и ог ромное терпение. Темперамент не всякого начинающего педагога, иногда очень та- лантливого актера и способного к препода вательской деятельности человека, сможет выдержать длительный, иногда сложный и мучительный процесс воспитания учащегося. Раскрытия и развития в нем актерских спо собностей, таланта. В самом деле,1в воспитании будущих ак теров мастер зачастую идет к желаемому результату сложными и -долгими путями. На первом семестре первого курса ребята н девушки почти все равны в своем уме нии и возможностях. Но в дальнейшем про исходит естественное: кто-то, благодаря большим способностям и труду, начина ет стремительно «набирать» и двигаться вперед. А кто-то идет медленными шагами и иногда сдвиг в конце очередной сессии у студента почти незаметен. Приобретение навыков, развитие способностей происходит по-разному. И необходимы терпение и такт в ожидании результата. Бывает и так, что студент, достигнув 153 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2