Сибирские огни, 1986, № 5

обидно, а главное — тревожно: что будет с коллективом, кто поведет его дальше?! К тому же, уход Кузьмина имел для ТЮЗа отрицательные последствия: боль­ шая группа молодых актеров, уже заняв­ шая ведущее положение в театре, в течение сезона тоже перешла в «Красный факел». Многие спектакли прекратили свою жизнь и оголили тюзовскую афишу. Переход актеров продолжался несколько лет. За два-три года после ухода Кузьмина труп­ па обновилась почти на пятьдесят процен­ тов. Такое нарушение стабильности произошло за многие годы впервые и, как говорится, здорово выбивало из колеи. Итак, что же сделал Кузьмин за более чем десятилетний период руководства те­ атром? Во-первых, самостоятельно и совместно с другими режиссерами он осуществил по­ становку тридцати семи спектаклей. Многие из них были^награждены дипломами, удос­ тоены званий лауреатов различных конкур­ сов и смотров. Режиссеру Кузьмину была подвластна и современная пьеса, и класси­ ческая. Ему был доступен любой жанр, он хорошо ориентировался в драме и комедии, в трагедии и сказке. За время руководства театром Владимир Валентинович активно способствовал росту режиссерских кадров. Актер А. Мовчан и автор этих строк стали работать очередны­ ми режиссерами. Позже А. Мовчан возгла­ вил коллектив Новосибирской музыкальной комедии. В эти годы в театр был приглашен работать очередным режиссером Л. Белов, возглавляющий ныне, театр. Актеры и режиссеры театра за это время десять раз удостаивались высоких почетных званий. Звание заслуженного артиста РСФСР получилд Д. Бутенко, А. Мовчан, А. Гаршина, Е. Лемешонок, С. Гарин и ав­ тор этих строк. Несколько позже Гаршиной и Мовчану было присвоено звание народ­ ных артистов РСФСР. Сам Кузьмин был удостоен сначала звания заслуженного де­ ятеля искусств РСФСР, а позже народного артиста РСФСР. В те годы о ТЮЗе укрепилось мнение, как о лучшем периферийном детском теат­ ре. О театре много говорили, много писала центральная и местная пресса... После ТЮЗа, проработав в театре «Крас­ ный факел» около пяти лет, Кузьмин был приглашен в Москву, где возглавил Цент­ ральный детский театр. Но через некоторое время он снова расстался с детским теат­ ром и перешел работать главным режиссе­ ром в Ярославскую драму. В 1980 году Кузьмин был приглашен в ТЮЗ на постановку спектакля «Соловьиная ночь». Расставаясь после премьеры с кол­ лективом, где он начинал свой творческий путь, Владимир Валентинович сказал: — За последнее десятилетие я прорабо­ тал уже в трех коллективах. Много видел хорошего, много — плохого. Были и радос­ ти, и трудности, и огорчения. Но я всегда с большой любовью и теплотой вспоминаю работу в Новосибирском ТЮЗе. Это была самая счастливая и радостная пора в моей творческой биографии. Уверен, что сказанное Владимиром Вален­ тиновичем не долг вежливости коллективу, где он когда-то начинал и вырос в крупного режиссера, а искренность мыслей и чувств. Потому, что Многие из нас, кто работал с ним в те годы, могли бы сказать, может быть, другими словами, то же самое. Я заканчиваю эту главу с чувством удов­ летворения, потому что прикоснулся к са­ мому дорогому в моей творческой жизни. Я заканчиваю ее и с грустью, потому что эти годы никогда и никому не вернуть. Потому что многие из тех, кто создавал тогда театр, работают на других сценах, некото­ рые ушли на пенсию, а Анатолий Мовчан и Владимир Ямпольский ушли из жизни. Если не считать педагогической работы под руководством моего мастера Леонида Федоровича Макарьева в Ленинградском театральном институте, о которой упоминаі лось выше, уже более двадцати лет я пре­ подаю мастерство актера в Новосибирском театральном училище. За Зти годы мною сделано пять выпусков. Один из них был режиссерский. Кроме того, в течение десяти лет, работая педагогом на режиссерском факультете в новосибирском филиале Мос­ ковского государственного института куль­ туры, на заочном отделении сделал два вы­ пуска режиссеров народных театров. Постоянно загруженный в театре и как актер, и как очередной режиссер, я не пом­ ню сезона, который был бы свободным от педагогической работы. И часто после репе­ тиции в театре, когда я собираюсь на за­ нятие к студентам, мне из года в год то­ варищи задают один и тот же вопрос: — Что, опять в училище? Неужели тебе не надоело возиться со студентами? В последнее время я стараюсь не отве­ чать на подобные реплики, отделываясь ли­ бо молчанием, либо шуткой. Напоминать человеку, забывшему о том, что он тоже когда-то делал свои первые шаги на сцене и что с ним тоже кто-то «возился», как-то неловко. Конечно, заниматься педагогической ра- ботой в актерском деле может не любой актер или режиссер, имеющий специальное образование. И не всякий должен, даже если он по тем или иным причинам к этому стремится. Это особая профессия и к ней тоже надо иметь призвание, любовь и ог­ ромное терпение. Темперамент не всякого начинающего педагога, иногда очень та- лантливого актера и способного к препода­ вательской деятельности человека, сможет выдержать длительный, иногда сложный и мучительный процесс воспитания учащегося. Раскрытия и развития в нем актерских спо­ собностей, таланта. В самом деле,1в воспитании будущих ак­ теров мастер зачастую идет к желаемому результату сложными и -долгими путями. На первом семестре первого курса ребята н девушки почти все равны в своем уме­ нии и возможностях. Но в дальнейшем про­ исходит естественное: кто-то, благодаря большим способностям и труду, начина­ ет стремительно «набирать» и двигаться вперед. А кто-то идет медленными шагами и иногда сдвиг в конце очередной сессии у студента почти незаметен. Приобретение навыков, развитие способностей происходит по-разному. И необходимы терпение и такт в ожидании результата. Бывает и так, что студент, достигнув 153 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2