Сибирские огни, 1986, № 5
вила традиционность решения пьес Островского. А зрители конца шестидеся тых годов это уже не воспринимали. Хотя в «Горячем сердце» и были отдель ные актерские удачи, в частности Мовчана в роли Хлынова, Лемешонка в роли Ку- рослепова и ряда других исполнителей, но в целом спектакль не . получился. Он был не таким, как нам хотелось. В конце 1970 года Кузьмин осуществил постановку пьесы испанского драматурга Тирсо де Молина «Дон Хиль зеленые шта ны». О работе над этой комедией «плаща и шпаги» режиссер мечтал давно и испод воль к ней готовился. В спектакле была занята в основном мо лодежь, начавшая активно занимать веду щее положение в театре. Правда, некото рые из них в предыдущих спектаклях «На дне» и «Горячем сердце» уже имели воз можность соприкоснуться с ролями классического репертуара. Но там они играли с нашими ведущими мастерами. А на этот раз артистам Э. Гариной и И. Пет ровой, В. Широниной, Н. Деминой, С. Пе тухову, В. Бирюкову, В. Наймушину, В. Решетникову, А. Кузнецову предстояло «вывезти» все на собственных плечах. Владимир Валентинович привлек к рабо те очень сильную и интересную постановоч ную группу. Оформлял спектакль художник К. Лютынский, костюмы делались по эски зам и под руководством художника-мо. дельера Дома моделей В. Грицюк, музыку писал Г. Иванов, тексты песен — А. Ме телица, танцы ставил А. Хмелев. Спектакль начинался необычно. В про логе, сочинённом театром, появлялись, еще не загримированные и не одетые в костю мы действующих лиц, артисты. Многие из них на ходу читали свежий номер «Вечер ки»-. Они объявляли зрителям, что сейчас они, сибирские ребята, разыграют для присутствующих комедию Тирсо де Моли на «Дон Хиль зеленые штаны». Они не претендуют на достоверность деталей жизни далекой и жаркой Испании. Не бу дут затрачивать силы на изображение нравов и быта давно прошедших времен, а постараются показать живых людей с их мыслями, чувствами, страстями. Когда начинался спектакль, герои появлялись в костюмах наших 70-х годов, но очень ярких, стилизованных под одежду Испании прошлых веков. Режиссер и исполнители характером выстроенного действия, поступками персо нажей, акцентами сосредоточивали зрите лей на основной мысли, ради которой ста вился спектакль: воспевая верность в любви, дружбе, театр звал каждого к борьбе за свое счастье. А тот, кто борется, .непременно победит. В этом спектакле, поставленном ярко, с большой выдумкой и фантазией, молоды ми исполнителями были созданы необыч ные и запоминающиеся характеры. Это были страстные, увлеченные в достижении цели люди. Это была новая победа коллек тива, вернее, победа молодых актеров ТЮЗа в освоении классического репертуа ра. Спектакль «Дон Хиль зеленые штаны» уже с первых представлений пользовался большим успехом у зрителей. Ему была предрешена интересная и долгая жизнь, 152 но этого, к сожалению, не случилось. Через полгода после премьеры Кузьмин был переведён в «Красный факел», а следом за ним перешли и исполнители центральных ролей: Бирюков, Петухов и Наймушин. Сделать срочные вводы на такие роли было делом не простым. И тюзовцы еще долго жалели о короткой судьбе этой яркой комедии. Но что поделаешь, в театре бы вает и такое.., Последней работой Кузьмина на сцене ТЮЗа была постановка инсценированной повести Ф. Наседкина «Великие голодран цы», которая называлась «Хвилипп Пер вый». Этот спектакль мы ставили с ним вместе. Я сделал сценическую композицию по повести. Ее прочли на труппе и приняли за основу для работы над спектаклем. Но Кузьмина, как соавтора и режиссера, она не совсем устраивала. Я стремился сокра тить изобилие действующих лиц, сокра тил и естественную в повести бесконечную переброску мест действия. А Кузьмин, как постановщик, видел будущий спектакль состоящим из многочисленных эпизодов, чтобы передать динамику и напряженность событий в деревне двадцатых годов. Мне казалось, на него явно влияла пьеса, вер нее, киносценарий В. Розова «В дороге». Он видел будущий' спектакль многонасе- л-енным, хотел занять всю труппу и даже целый курс студентов театрального учи лища... К работе над инсценировкой он подклю чил третьего автора, нашего очередного режиссера Льва Серапионовича Белова. И премьера выпускалась за тремя фамилиями авторов пьесы. Этот спектакль о деревне 20-х годов, о борьбе первых комсомольцев с кулачеством, за новую, счастливую жизнь, о становле нии Советской власти на селе был задуман, как действо масштабное. Нам хотелось, чтобы сидящая в зале молодежь, увидев, как жили и боролись их отцы и деды, вол новалась, и сопереживала. Но наши надеж ды не оправдались. Зрители встретили спектакль без особого энтузиазма. Очевид но, одной из основных причин неуспеха постановки была слабость инсценировки. В чем-то виноваты были и мы с Кузьми ным, как постановщики. Спектакль «Хвилипп Первый» по тем же причинам, что и «Дон Хиль зеленые шта ны»,— переход группы актеров в театр «Красный факел»,— шел недолго и был снят с репертуара... Весной 1971 года, вскоре после премье ры спектакля «Хвилипп Первый» Кузьмин ушел из театра. Он оставил ТЮЗ неожи данно. Даже я, работавший вместе с ним над его последним спектаклем, узнал о его переходе в «Красный факел» за день до того, когда он должен был быть представ лен новой труппе. • Мы понимали, что для Кузьмина этот переход был повышением. Что во взрослом театре режиссеру открывались возмож ности дальнейшего роста: богаче и шире репертуар, сильнее труппа, солиднее ма териальная база. И все же нам было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2