Сибирские огни, 1986, № 5
гегвали желание сыграть ту или иную роль, некоторые «видели» в каких-то работах определенных актеров. А Кузьмин ходил и улыбался, пробуя на одну и ту же роль разных исполнителей, прислушивался, при глядывался. Даже мы, ближайшие его друзья, очередные режиссеры —Мовчан и я, долго не знали, кто в этой пьесе чем будет занят. Наконец на доске приказов цоявилось долгожданное распределение ролей. Обыч но каждое распределение несет в себе элемент неожиданности, разочарования. Но этот приказ —о назначении на роли в спектакле «На дне» был для многих не только непонятным, даже абсурдным. От ветственные роли, решавшие судьбу буду щего спектакля, были отданы молодым, недавно пришедшим в театр актерам. В репетиционном зале помощник режис сера раздал роли. Кузьмин несколько секунд молчал, потом, зная нашу реакцию, улыбнулся. — Я понимаю ваше недоумение,— сказал он. — Мне понятно и ваше разочарование. Но вы посмотрите: Барону — 33 года, Пеп л у— 28, Алешке — 20, Сатину, Актеру и Клещу — под 40. А женские роли: Анне — 30 лет, Насте — 24, Наташе — 20, Кваш н е—40, Василисе — 26 лет! А ее почему-то в театрах играют шестидесятилетние акт рисы.„ Мы угадали намек на МХАТовский спек такль, который часто показывали по теле видению, и стали внимательно просматри вать первую страницу, где были перечисле нья действующие лица. Оказывается, мы жили не горьковскими, а традиционными, театральными впечатлениями. Кузьмин продолжал удивлять и даль ше... Узнав распределение, мы готовы были ринуться в библиотеки, обложиться книга ми о творчестве Горького, но режиссер попросил на первых порах не делать это го, а начать работу, как говорится, с «бе лого листа». Постараться не вспоминать о том, что каждый из нас знает о пьесе еще со школьной скамьи. Поменьше говорить о когда-то прочитанном, о драматургии Горького и, тем более, о виденных спектак лях. Такой метод показался нам непривыч ным и, по меньшей мере, странным. Ведь кругозор актера, его знание драматургии, исследовательской литературы об авторе, знание быта, эпохи, литературы иДгскусства того периода никогда не мешали и не мо гут мешать работе актера над ролью. Но позже поняли, что такой подход именно к этой пьесе был необходим. Неожиданным и любопытным было для нас и определение режиссером событий ного ряда пьесы. Например, событием пер вого акта он предложил играть... неме тенный пол в ночлежке. Нам показалось это мелким, второстепенным, но Кузьмин настаивал на своем. — А вы посмотрите внимательно текст. На протяжении всего действия разговор о том, чья очередь сегодня мести пол, он возникает постоянно и не один раз. Обита тели ночлежки до того опустились морально и физически, что для них сделать уборку там, где они живут, спят, едят — проблема. — Мы должны,— говорил режиссер,— показать в спектакле, что хотя некоторые персонажи и пытаются подняться со дна жизни, где они по разным обстоятельствам оказались, но этого никому не удается. Мы должны сыграть спектакль о том, что вы хода из этого круга, из этой пропасти — нет. И он невозможен в тех социальных условиях, в которых живут герои драмы Горького. Сатина (его играл А. Дорожко) Кузьмин трактовал как человека, безусловно, умно го, образованного, но опустившегося до спекуляций на своих знаниях и образован ности. И произносит‘Сатин свои красивые монологи, во-первых, под воздействием алкоголя, а во-вторых, в целях далеко не просветительских. Это шарлатан, ко торому важно утвердить себя здесь. Ему нужно, чтобы его уважали, а главное — угощали, поили и кормили.' Сатин доволен своим положением. Он один из немногих, кто не стремится вырваться со дна. Кузь мин часто напоминал исполнителю прооб раз, с которого Горький писал этот харак тер. В Нижнем Новгороде жил опустивший ся бродяга, который обычно подходил к богатым прохожим и на французском язы ке, с блестящим произношением, просил у них милостыню. Образ Луки (его играли В. Гарин и М. Стрелков) режиссер предлагал делать ни положительным и ни отрицательным. Эта фигура, говорил Кузьмин, значительно сложнее определения «хороший» или «пло хой». Да, он искренне старается облегчить страдания людей, пытается предотвратить убийство хозяина ночлежки. Но его помощь людям пассивна. Обманывая лю дей и вселяя надежду в них, он ставит их в более сложное положение. А вообще, не забывайте, что Лука беглый' каторжник, без паспорта, личность темная. Он приспо сабливается к обстоятельствам, а когда возникает сложная ситуация — он сбе гает и продает людей... Спектакль вызвал у зрителей большие споры. Были поклонники и защитники на шего решения, не обошлось и без противни ков. Но те и другие сходились на том, что спектакль получился хотя и спорным, но интересным. Действительно, полифоническая драма Горького давала широкие возможности для поиска. В разные годы, разные т'еатры ре шали и будут решать ее по-разному. И, наверное, самое главное — не копировать уже открытое и устоявшееся, а искать свое, созвучное именно этому коллективу твор цов. Что театр и попытался сделать, впер вые соприкоснувшись с горьковской дра матургией... В 1969 году после выпуска спектакля «На дне» Кузьмин обращается к А. Остров скому и ставит комедию «Горячее сердце». Режиссер определил жанровое решение пьесы как «трагический балаган». Но про вести этот замысел через весь спектакль ему не удалось, так как отдельными исполнителями игралась бытовая комедия. Активному восприятию спектакля зрителя ми мешали затянутость экспозиции и мед ленно развивающееся действие. Отдельные сцены шли в замедленном ритме. Конечно, надо было бы сделать кое-какие купюры, но Кузьмин на это не пошел. Кроме того, и на режиссера, и на исполнителей, как они не хотели этого, в данном случае да 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2