Сибирские огни, 1986, № 5

хрестоматийностью при постановке класси­ ки, стремился отбирать и акцентировать в спектакле то, что может взволновать се­ годняшнего зрителя в пьесе о далеком прошлом... Событием и успехом театра в освоении классики стал следующий спектакль «Ма­ рия Стюарт». Режиссеры В. Кузьмин и А. Мовчан сра­ зу же призвали исполнителей не играть эту пьесу, как иллюстрацию к учебнику истории. Тем более что и сам Шиллер, обратившись к этой теме, не следовал исто­ рической достоверности. С другой стороны, режиссеры призывали не искать параллели с событиями нашей действительности, дабы сделать спектакль нарочито злобо­ дневным, актуальным и, как это иногда считается, современным. Кузьмин предлагал третий путь — искать и находить в классической пьесе темы и проблемы, которые волновали человече­ ство всегда и могут вызвать отклик и се­ годня. Вот, например, говорил он, проб­ лема долга, ответственности человека перед совестью, перед людьми, перед историей, наконец. Разве это не вечная проблема всех живших и живущих на земле? Перед каждым актером ставилась задача: освоить сложный и многогранный шилле- ровский характер и показать его в диалек­ тическом развитии. ,* А. Гаршина (Мария Стюарт) не играла страдающую в заточении королеву-узницу, случайно попавшую в руки своих врагов. Она подчеркивала, что прошлое у Марии не безупречное. Да и идеалы, ради кото­ рых она стремится к свободе, не могут вызвать симпатиии и сочувствие. И все же главным в образе Марии были необычай­ ная сила духа неординарной личности, человеческое достоинство, искренность и даже беспощадность к самой себе. Елизавета в исполнении В. Эйрих была умным и жестким политиком, беспринцип­ ным демагогом. Хитрой, гордой и самолю­ бивой женщиной, наслаждающейся собст­ венной властью и раболепием придворных. И в то же время это была сильная, целе­ устремленная и незаурядная натура, по­ нимающая неизбежность своего одиноче­ ства. Но успех спектакля был обусловлен не только ими. Здесь была скрупулезно раз­ работана и мастерски сделана' каждая роль. Начиная от больших и значительных: графа Лестера (А. Мовчан), Шрусбери (Д. Бутенко), Паулета (Е. Лемешонок), Мортимера (А. Дорожко) и кончая эпизо­ дическими. Спектакль оформляли главные художни­ ки трех театров — И. Севастьянов из опер­ ного, В. Шапорин из «Красного факела» и наш— К. Лютынский. Декорации и костюмы были прекрасны, сделаны с боль­ шой выдумкой и вкусом. Блестящий актерский ансамбль, интерес­ ное режиссерское решение, богатство оформления и костюмов послужили пово­ дом говорить в городе, что в ТЮЗе по­ явился спектакль на уровне столичного. Мы, актеры, любили его, всегда играли очень собранно и с большой отдачей. Шел он, как всякая классика, не очень часто — 150 один, два раза в месяц, во всегда прн переполненном зале. Это была неоспоримая н подлинная побе­ да театра и режиссера Кузьмина!.. Я уверен, что, если бы столь успешно не была осуществлена «Мария Стюарт», Кузьмин не рискнул бы буквально через полгода взяться за чеховскую «Чайку». Тем более в шестидесятые годы, когда све­ жа была в памяти новосибирцев ее поста­ новка режиссером Верой Павловной Редлих в «Красном факеле». Она была показана на гастролях театра в Москве, именно после этого «Красный факел» был назван «Сибирским МХАТом». Вновь брать в тот период «Чайку» было смелым, даже дерз­ ким шагом и таило в себе определенный риск. Некоторые «доброжелатели» зара­ нее предвещали театру провал. После успеха «Марии Стюарт» актеры поверили в Кузьмина, как режиссера, спо­ собного решать чрезвычайно сложные за­ дачи. Умеющего ставить не только совре­ менную пьесу, но и воплощать на сцене вершины классического репертуара. Мно­ гие поверили в себя, почувствовали, что способны на большее, чем им приходилось делать раньше. Перед исполнителями была поставлена задача— раскрыть правду судеб и отно­ шений людей, живущих у озера: они ло­ вят рыбу, читают романы, едят, спят, но каждый из них занят только собой. Поэто­ му может невзначай убить птицу, оттолк­ нуть человека, отняв у него надежду, убить не выстрелом — словом. Главными действующими лицами были здесь Треплев, незаурядный начинающий писатель, и Нина Заречная — талантливая актриса. Им бы вместе идти в эту огром­ ную и сложную жизнь. И хотя оба героя не добиваются счастья, утверждения самих себя (Треплев погибает, а Заречной ’ пред­ стоит еще долго скитаться по провин­ циальной сцене), но в подтексте спектакля звучало оптимистическое стремление людей к свету и радости. Треплев (С. Гарин), Нина Заречная (Р. Царева), Тригорин (А. Мовчан), Арка­ дина (А. Гаршина), Дорн (Е. Лемешонок), Шамраев (Д. Бутенко) — все это были значительные актерские работы, без сомне­ ния способствовавшие росту мастерства актеров. Я не был занят в спектакле и часто ходил его смотреть. Но однажды заболел испол­ нитель роли Сорина, и я срочно - был введен. Роль была сделана в короткие сроки, и я был недоволен собой, но играл в «Чайке» с удовольствием. И был благо­ дарен случаю, который через много лет после институтской работы над «Дядей Ваней» снова дал возможность сопри­ коснуться с Чеховым... Через год с небольшим Кузьмин снова обращается к классике. Начинается работа над пьесой М. Горького «На дне». Несколь­ ко репетиций режиссер провел не объявляя и не Аівешивая приказа о распределении ролей. Каждый вызванный на репетицию актер имел экземпляр пьесы, и перед каж­ дой новой репетицией Кузьмин объявлял состав читающих. Иногда он удовлетворял и желания самих актеров. Мы много го­ ворили о .драматургии Горького, о пьесе «На дне», о ее персонажах. Актеры выска-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2