Сибирские огни, 1986, № 5
В первомайские праздники 1963 года до велось мне познакомиться с писателем Ана толием Степановичем Ивановым. К "этому времени он, опубликовав несколько расска зов и повестей, романы «Повитель» и «Тени исчезают в полдень», был уже известным и популярным прозаиком. А рассказ «Ал кины песни», инсценированный для радио и поставленный режиссером Н. Коростыне- вым, пользовался огромным успехом у ра диослушателей. Зная остросюжетносхь и драматургич- ность произведений Иванова, я в памятный вечер нашего знакомства спросил, почему бы ему не написать пьесу. Ведь театрам, ох, как нужна современная тема. — Уже написал,—мрачно ответил Анато лий Степанович. Он всегда становился не довольным, когда речь заходила о его ра боте. — Где же сна?— ничего не подозревая, спросил я. — Уже второй год лежит в театре. После радиопостановки «Алкиных песен» красно- факельцы предложили мне написать йа ос нове этого рассказа пьесу. Я им написал. А они все тянут с постановкой. Я потерял уже веру в эту затею,— закончил собесед ник, не желая в праздничный день разго варивать на эту тему. Но я не успокоился и попросил Иванова потом, когда-нибудь, дать почитать пьесу. Иванов недовольно посмотрел на меня. Я, улыбаясь, ждал ответа. Пауза затягива лась. Вдруг он неожиданно сказал: — Пойдем ко мне. У меня есть где-то ав торский экземпляр... Дня через три я прочитал пьесу. Она ме ня заинтересовала: из нее можно было сделать интересный и нужный спектакль. Я позвонил Иванову и сказал, что готов ставить «Алкины песни» в ТЮЗе, если он не будет возражать. Ну и, разумеется, если не будет возражать руководство нашего теат ра. Так «Алкины песни» оказались в нашем театре. Позже мы не раз вспоминали тот первомайский вечер, решивший судьбу пье сы, и, кто знает, может, и самого драма турга. Сюжетная коллизия пьесы очёнь проста: деревенская девушка Алка Уралова не сколько лет любит женатого Сергея, Это большое чувство приносит ей радость и огорчения, а главное —рождает чудесные песни, где раскрывается богатый внутрен ний мир героини. Страдает Сергей от не ожиданно нахлынувшего чувства, от проти воречий между долгом и призывами сердца. Мучается Люба, жена Сергея,— она теряет любимого мужа, отца своих детей. Пережи вает Василий — брат Любы, отвергнутый любимой им Алкой. Хоть и был здесь некий мелодраматиче ский налет: слишком много несчастной и неразделенной любви, но автора более все го волновали красота человеческого досто инства и мужества души. Поэтическая атмосфера пьесы, ее лирический и драмати ческий настрой определили жанр будущего спектакля, как поэмы-песни. Он виделся мне пронизанный музыкой, песнями, чай-ушками. Кстати, в пьесе были и стихи —шесть песен Алки. Имевшийся 146 тогда в штате театра оркестр и баянист, который был одновременно и актером — давали большие возможности для творчест ва композитора и фантазии режиссера. Роль Алки укладывалась всего на четы рех-пяти страничках печатного текста, сло вом, была совсем небольшая, и очень многое зависело от качества музыкальной драма тургии, от песен Алки, которые по моей просьбе написал руководитель ансамбля Сибирского военного округа композитор Андрей Порфирьевич Новиков. А успех все го спектакля в свою очередь зависел от ре шения образа главной героини. Предыдущую премьеру спектакль «Весна в Москве» выпускал А. Мовчан. Кузьмин в этом сезоне, если не считать новой редак ции сказки «Зайка-зазнайка», ничего не ставил. Такого ростояния он не любил и предложил подключиться к работе над «Ал- киными песнями». Мы начали репетировать, как говорится, «в четыре руки». Анатолий Иванов был человеком, на пер вый взгляд, мрачным, всегда чем-то недо вольным, но как автор оказался очень по датливым и гибким, а самое главное — оперативным. Присутствуя на репетициях, многое,в пьесе переделывал, добавлял, сок ращал. Спектакль был выпущен в короткие сро ки. Известность автора, популярность рас сказа, особенно благодаря радиопостановке, вызвали зрительский интерес и в городе, и у сельских жителей области, которые в те годы часто приезжали к нам на поезде «Театрал». Билеты на спектакли раскупа лись мгновенно, хотя в первое время мы играли его по десять-двенадцать раз в ме сяц. Забегая вперед, скажу, что вскоре после появления нашего спектакля композитор Г. Иванов написал оперу «Алкина песня», с успехом шедшую на сцене оперного театра. А позже студия телевидения сняла по опере фильм. В нем, естественно, пели опер ные певцы, но на некоторые роли были приглашены артисты ТЮЗа. В успехе нашего спектакля сыграли, ко нечно, свою роль и талантливая музыка композитора А. Новикова, и оригинальное, образное оформление художника Г. Полу эктова. Но подлинными героями дня стали актеры. Переполненный до отказа зал то смеялся, то плакал, то затихал. Возникаю щие на спектакле аплодисменты трудно бы ло предугадать и подсчитать. И, конечно же, прав был рецензент, кото рый сказал, что «успех спектакля «Алкины песни» во многом определен Алкой — Г. Аверьяновой». В работе актрисы сочета лись большая поэтичность и глубокий дра матизм. Аверьянова правдиво и жизненно играла основной конфликт пьесы: пронеся в сердце большую и чистую любовь к Сер гею, героиня находила в себе духовные силы отказаться от этой любви во имя чу жого счастья. В финальной сцене — сцене свидания с Сергеем, она раскрывала основ ную мысль авторов спектакля, вложенную в уста одного из персонажей: «На счастье каждый имеет право, но не каждое брать можно». Позже, когда Галя Аверьянова по семей ным обстоятельствам ушла из театра и уехала из города, мы с Кузьминым пережи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2