Сибирские огни, 1986, № 5

В первомайские праздники 1963 года до­ велось мне познакомиться с писателем Ана­ толием Степановичем Ивановым. К "этому времени он, опубликовав несколько расска­ зов и повестей, романы «Повитель» и «Тени исчезают в полдень», был уже известным и популярным прозаиком. А рассказ «Ал­ кины песни», инсценированный для радио и поставленный режиссером Н. Коростыне- вым, пользовался огромным успехом у ра­ диослушателей. Зная остросюжетносхь и драматургич- ность произведений Иванова, я в памятный вечер нашего знакомства спросил, почему бы ему не написать пьесу. Ведь театрам, ох, как нужна современная тема. — Уже написал,—мрачно ответил Анато­ лий Степанович. Он всегда становился не­ довольным, когда речь заходила о его ра­ боте. — Где же сна?— ничего не подозревая, спросил я. — Уже второй год лежит в театре. После радиопостановки «Алкиных песен» красно- факельцы предложили мне написать йа ос­ нове этого рассказа пьесу. Я им написал. А они все тянут с постановкой. Я потерял уже веру в эту затею,— закончил собесед­ ник, не желая в праздничный день разго­ варивать на эту тему. Но я не успокоился и попросил Иванова потом, когда-нибудь, дать почитать пьесу. Иванов недовольно посмотрел на меня. Я, улыбаясь, ждал ответа. Пауза затягива­ лась. Вдруг он неожиданно сказал: — Пойдем ко мне. У меня есть где-то ав­ торский экземпляр... Дня через три я прочитал пьесу. Она ме­ ня заинтересовала: из нее можно было сделать интересный и нужный спектакль. Я позвонил Иванову и сказал, что готов ставить «Алкины песни» в ТЮЗе, если он не будет возражать. Ну и, разумеется, если не будет возражать руководство нашего теат­ ра. Так «Алкины песни» оказались в нашем театре. Позже мы не раз вспоминали тот первомайский вечер, решивший судьбу пье­ сы, и, кто знает, может, и самого драма­ турга. Сюжетная коллизия пьесы очёнь проста: деревенская девушка Алка Уралова не­ сколько лет любит женатого Сергея, Это большое чувство приносит ей радость и огорчения, а главное —рождает чудесные песни, где раскрывается богатый внутрен­ ний мир героини. Страдает Сергей от не­ ожиданно нахлынувшего чувства, от проти­ воречий между долгом и призывами сердца. Мучается Люба, жена Сергея,— она теряет любимого мужа, отца своих детей. Пережи­ вает Василий — брат Любы, отвергнутый любимой им Алкой. Хоть и был здесь некий мелодраматиче­ ский налет: слишком много несчастной и неразделенной любви, но автора более все­ го волновали красота человеческого досто­ инства и мужества души. Поэтическая атмосфера пьесы, ее лирический и драмати­ ческий настрой определили жанр будущего спектакля, как поэмы-песни. Он виделся мне пронизанный музыкой, песнями, чай-ушками. Кстати, в пьесе были и стихи —шесть песен Алки. Имевшийся 146 тогда в штате театра оркестр и баянист, который был одновременно и актером — давали большие возможности для творчест­ ва композитора и фантазии режиссера. Роль Алки укладывалась всего на четы­ рех-пяти страничках печатного текста, сло­ вом, была совсем небольшая, и очень многое зависело от качества музыкальной драма­ тургии, от песен Алки, которые по моей просьбе написал руководитель ансамбля Сибирского военного округа композитор Андрей Порфирьевич Новиков. А успех все­ го спектакля в свою очередь зависел от ре­ шения образа главной героини. Предыдущую премьеру спектакль «Весна в Москве» выпускал А. Мовчан. Кузьмин в этом сезоне, если не считать новой редак­ ции сказки «Зайка-зазнайка», ничего не ставил. Такого ростояния он не любил и предложил подключиться к работе над «Ал- киными песнями». Мы начали репетировать, как говорится, «в четыре руки». Анатолий Иванов был человеком, на пер­ вый взгляд, мрачным, всегда чем-то недо­ вольным, но как автор оказался очень по­ датливым и гибким, а самое главное — оперативным. Присутствуя на репетициях, многое,в пьесе переделывал, добавлял, сок­ ращал. Спектакль был выпущен в короткие сро­ ки. Известность автора, популярность рас­ сказа, особенно благодаря радиопостановке, вызвали зрительский интерес и в городе, и у сельских жителей области, которые в те годы часто приезжали к нам на поезде «Театрал». Билеты на спектакли раскупа­ лись мгновенно, хотя в первое время мы играли его по десять-двенадцать раз в ме­ сяц. Забегая вперед, скажу, что вскоре после появления нашего спектакля композитор Г. Иванов написал оперу «Алкина песня», с успехом шедшую на сцене оперного театра. А позже студия телевидения сняла по опере фильм. В нем, естественно, пели опер­ ные певцы, но на некоторые роли были приглашены артисты ТЮЗа. В успехе нашего спектакля сыграли, ко­ нечно, свою роль и талантливая музыка композитора А. Новикова, и оригинальное, образное оформление художника Г. Полу­ эктова. Но подлинными героями дня стали актеры. Переполненный до отказа зал то смеялся, то плакал, то затихал. Возникаю­ щие на спектакле аплодисменты трудно бы­ ло предугадать и подсчитать. И, конечно же, прав был рецензент, кото­ рый сказал, что «успех спектакля «Алкины песни» во многом определен Алкой — Г. Аверьяновой». В работе актрисы сочета­ лись большая поэтичность и глубокий дра­ матизм. Аверьянова правдиво и жизненно играла основной конфликт пьесы: пронеся в сердце большую и чистую любовь к Сер­ гею, героиня находила в себе духовные силы отказаться от этой любви во имя чу­ жого счастья. В финальной сцене — сцене свидания с Сергеем, она раскрывала основ­ ную мысль авторов спектакля, вложенную в уста одного из персонажей: «На счастье каждый имеет право, но не каждое брать можно». Позже, когда Галя Аверьянова по семей­ ным обстоятельствам ушла из театра и уехала из города, мы с Кузьминым пережи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2