Сибирские огни, 1986, № 5
и увлечена пустой и дешевой МОДОЙ, ЦИНИЧ-' ной бравадой и поклонением «импорту». Высмеивая, как в те годы их называли, «стиЛяг», автор сатирическими красками развенчивал героев, подчеркивая, что бо лезнь эта возрастная. Нариньяни верил, что’ они обязательно найдут правильную дорогу , и свое место в жизни. Спектакль «Опасный возраст» пользовал ся успехом у зрителей не только благодаря злободневности темы и щедрому юмору, Но в первую очередь благодаря точному жан ровому решению комедии Кузьминым. А оно в немалой степени-было обусловлено неожи данным и для коллектива, и для меня, как сорежиссера, распределением ролей, которое предложил Владимир Валентинович. На основную роль Марфеньки была наз начена не обычная героиня, а молодая ха рактерная актриса Э. Шадрина. Обаятель ная, широколицая, с внешностью простой, русской, даже скорее деревенской девушки. Роль ее друга Бубуся — заводилы и глава ря компании стиляг — была поручена Б. Ки селеву. ' Коренастый, крепкий физически, очень достоверный бытовой актер, как и исполнительница, казалось, мало подходил для этой роли. Индивидуальности этих актеров, их фи зические данные словно бы противоречили стремлениям героев подражать западу, ув лечению их «стилем». Внешняя и сущност ная контрастность персонажей с формой их поведения и кругом интересов усиливали сатирическую заостренность комедии, под черкивали основную мысль спектакля. У одного моего знакомого коллекционера мы выпросили для спектакля новейшие за падные музыкальные записи. Эта реальная музыка звучала, когда действие происходи ло на вечеринке, на пляже... Всюду, где по являлась веселящаяся компания Бубуся. Один из персонажей носил с собой порта тивный магнитофон и при каждом удобном случае включал его. Эта музыка стала важ ным компонентом спектакля, а главное создавала высмеивавшуюся спектаклем ат мосферу праздного времяпрепровождения молодежи. В дни 40-летия пионерской организации на сцене ТЮЗа появилась героическая драма М. Шатрова «Именем революции». В ней воскрешались события сурового, полного опасности и романтики 1918 года, когда молодая Советская республика боро лась с интервенцией и контрреволюцией, с разрухой и голодом. Она рассказывала о замечательных делах молодежной комму ны— первом комсомольском поколении О трагической судьбе беспризорника Яшки, о жизни и приключениях его верных друзей Васьки и Петьки... Героика, романтика были близки в те го ды коллективу театра. А острота сюжета пьесы, яркие индивидуализированные харак теры, ответственная задача — воплотить на на сцене образы вождей революции В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского — повышали интерес актеров к спектаклю. Музыку к спектаклю писал В. Левашев, оформление делали главный художник ТЮЗа К. Лютынский и главный художник театра «Красный факел» В. Шапорин. Надежды и 'усилия театра впоследствии оправдались... Кстати, в те годы шли активные споры об амплуа травести. Многие категорично заявляли, что оно должно со временем в театре умереть. Что для достоверности, под линной сценической правды, которую тре бует современный зритель, роли подростков в спектаклях должны играть актеры-муж чины. Поэтому еще до распределения ролей в спектакле «Именем революции» за кули сами шли оживленные споры: кто же будет играть главные роли двух подростков — Васьки и Петьки? Кузьмин же неожиданно для всех назначил на эти роли в одном сос таве молодых тюзовских героев Ю. Буды лина и М. Кона, в другом — молодых ге роинь, совсем недавцо сыгравших Джульет ту, но уже зарекомендовавших себя в ролях характерных и травестийных, артисток Э. Гарину и Г. Аверьянову. Образовались две группы болельщиков. Одна была уверена в победе «мужской команды», другая — «женской». В одарен ности обоих дуэтов никто не сомневался. Но все же кто окажется впереди, кто победит, в этом необычном состязании?.. ' Когда мы дошли до прогонов спектакля, всем стало ясно, что дуэт актрис явно выиг рывал перед мужской парой. Лирические места в спектакле у мужчин звучали огруб ление. Героические поступки, так как испол нители выглядели старше, чем Васька и Петька, становились обыденными. Теплота И трогательность взаимоотношений ребят переходила в сентиментальность, исчезал богато рассыпанный в ролях юмор... Воз можно, половину перечисленных недостат ков и ротерь никто из нас не заметил бы, не будь возможности сравнения. Премьеру и в дальнейшем все спектакли с большим успехом у зрителей играли мо лодые актрисы. Вот как отозвался о спектакле на страни цах «Советской Сибири» ученик седьмого класса Александр Чискидов: «Новый спек такль ТЮЗа «Именем революции» глубоко взволновал меня. Большое впечатление оставляют образы В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского в исполнении артистов А. Я. Мовчана и Е. С. Лемешонка. А Петя и Вася (арт. Г. Аверьянова и Э. Гарица) такие живые, что порой думаешь, будто это настоящие ребята, а не артистки...» Аверьянова и Гарина получили после этого спектакля признание, стали известны ми в городе актрисами. Убедительны и достоверны внешне и внутренне были артисты А. Мовчан и Е. Ле- мешонок в ролях В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского. Исполнителям уда лось передать объемность и масштабность образов вождей революции в сочетании с большой -человечностью и простотой пове дения. Артисты добились в ролях также большого портретного сходства, что было немаловажно, особенно когда спектакль смотрели школьники. Первое появление ак теров на сцене зал встречал дружными ап лодисментами... В 1962 году спектакли «Именем револю ции» и «Тристан и Изольда» были показаны во время смотра ТЮЗов в Москве на сцене Кремлевского театра. Оба спектакля "полу чили дипломы и высокую оценку столичных критиков и прессы. б Сибирские огни МѴ5. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2