Сибирские огни, 1986, № 5

и увлечена пустой и дешевой МОДОЙ, ЦИНИЧ-' ной бравадой и поклонением «импорту». Высмеивая, как в те годы их называли, «стиЛяг», автор сатирическими красками развенчивал героев, подчеркивая, что бо­ лезнь эта возрастная. Нариньяни верил, что’ они обязательно найдут правильную дорогу , и свое место в жизни. Спектакль «Опасный возраст» пользовал­ ся успехом у зрителей не только благодаря злободневности темы и щедрому юмору, Но в первую очередь благодаря точному жан­ ровому решению комедии Кузьминым. А оно в немалой степени-было обусловлено неожи­ данным и для коллектива, и для меня, как сорежиссера, распределением ролей, которое предложил Владимир Валентинович. На основную роль Марфеньки была наз­ начена не обычная героиня, а молодая ха­ рактерная актриса Э. Шадрина. Обаятель­ ная, широколицая, с внешностью простой, русской, даже скорее деревенской девушки. Роль ее друга Бубуся — заводилы и глава­ ря компании стиляг — была поручена Б. Ки­ селеву. ' Коренастый, крепкий физически, очень достоверный бытовой актер, как и исполнительница, казалось, мало подходил для этой роли. Индивидуальности этих актеров, их фи­ зические данные словно бы противоречили стремлениям героев подражать западу, ув­ лечению их «стилем». Внешняя и сущност­ ная контрастность персонажей с формой их поведения и кругом интересов усиливали сатирическую заостренность комедии, под­ черкивали основную мысль спектакля. У одного моего знакомого коллекционера мы выпросили для спектакля новейшие за­ падные музыкальные записи. Эта реальная музыка звучала, когда действие происходи­ ло на вечеринке, на пляже... Всюду, где по­ являлась веселящаяся компания Бубуся. Один из персонажей носил с собой порта­ тивный магнитофон и при каждом удобном случае включал его. Эта музыка стала важ­ ным компонентом спектакля, а главное создавала высмеивавшуюся спектаклем ат­ мосферу праздного времяпрепровождения молодежи. В дни 40-летия пионерской организации на сцене ТЮЗа появилась героическая драма М. Шатрова «Именем революции». В ней воскрешались события сурового, полного опасности и романтики 1918 года, когда молодая Советская республика боро­ лась с интервенцией и контрреволюцией, с разрухой и голодом. Она рассказывала о замечательных делах молодежной комму­ ны— первом комсомольском поколении О трагической судьбе беспризорника Яшки, о жизни и приключениях его верных друзей Васьки и Петьки... Героика, романтика были близки в те го­ ды коллективу театра. А острота сюжета пьесы, яркие индивидуализированные харак­ теры, ответственная задача — воплотить на на сцене образы вождей революции В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского — повышали интерес актеров к спектаклю. Музыку к спектаклю писал В. Левашев, оформление делали главный художник ТЮЗа К. Лютынский и главный художник театра «Красный факел» В. Шапорин. Надежды и 'усилия театра впоследствии оправдались... Кстати, в те годы шли активные споры об амплуа травести. Многие категорично заявляли, что оно должно со временем в театре умереть. Что для достоверности, под­ линной сценической правды, которую тре­ бует современный зритель, роли подростков в спектаклях должны играть актеры-муж­ чины. Поэтому еще до распределения ролей в спектакле «Именем революции» за кули­ сами шли оживленные споры: кто же будет играть главные роли двух подростков — Васьки и Петьки? Кузьмин же неожиданно для всех назначил на эти роли в одном сос­ таве молодых тюзовских героев Ю. Буды­ лина и М. Кона, в другом — молодых ге­ роинь, совсем недавцо сыгравших Джульет­ ту, но уже зарекомендовавших себя в ролях характерных и травестийных, артисток Э. Гарину и Г. Аверьянову. Образовались две группы болельщиков. Одна была уверена в победе «мужской команды», другая — «женской». В одарен­ ности обоих дуэтов никто не сомневался. Но все же кто окажется впереди, кто победит, в этом необычном состязании?.. ' Когда мы дошли до прогонов спектакля, всем стало ясно, что дуэт актрис явно выиг­ рывал перед мужской парой. Лирические места в спектакле у мужчин звучали огруб­ ление. Героические поступки, так как испол­ нители выглядели старше, чем Васька и Петька, становились обыденными. Теплота И трогательность взаимоотношений ребят переходила в сентиментальность, исчезал богато рассыпанный в ролях юмор... Воз­ можно, половину перечисленных недостат­ ков и ротерь никто из нас не заметил бы, не будь возможности сравнения. Премьеру и в дальнейшем все спектакли с большим успехом у зрителей играли мо­ лодые актрисы. Вот как отозвался о спектакле на страни­ цах «Советской Сибири» ученик седьмого класса Александр Чискидов: «Новый спек­ такль ТЮЗа «Именем революции» глубоко взволновал меня. Большое впечатление оставляют образы В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского в исполнении артистов А. Я. Мовчана и Е. С. Лемешонка. А Петя и Вася (арт. Г. Аверьянова и Э. Гарица) такие живые, что порой думаешь, будто это настоящие ребята, а не артистки...» Аверьянова и Гарина получили после этого спектакля признание, стали известны­ ми в городе актрисами. Убедительны и достоверны внешне и внутренне были артисты А. Мовчан и Е. Ле- мешонок в ролях В. И. Ленина и Ф. Э. Дзержинского. Исполнителям уда­ лось передать объемность и масштабность образов вождей революции в сочетании с большой -человечностью и простотой пове­ дения. Артисты добились в ролях также большого портретного сходства, что было немаловажно, особенно когда спектакль смотрели школьники. Первое появление ак­ теров на сцене зал встречал дружными ап­ лодисментами... В 1962 году спектакли «Именем револю­ ции» и «Тристан и Изольда» были показаны во время смотра ТЮЗов в Москве на сцене Кремлевского театра. Оба спектакля "полу­ чили дипломы и высокую оценку столичных критиков и прессы. б Сибирские огни МѴ5. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2