Сибирские огни, 1986, № 5

А. Мовчан, В. Лелеп, В. Ямпольский — зн-ал, как говорится, со студенческой скамьи. На наших глазах он рос как личность, фор­ мировался как режиссер. Уже на первых порах его отличительной чертой был поиск прочных, неформальных контактов с акторами. Причем, вне зависи­ мости от возможностей и способностей ис­ полнителей, сложившихся в данный момент взаимоотношений между актерами, их лич­ ного отношения к режиссеру. Выйдя из ак­ терской среды, он прекрасно понимал пси­ хологию актеров, сложность и тонкость этой профессии. На репетициях он всегда помнил и старался учитывать, что актеры имеют различную степень подготовки, разные спо­ собности, темперамент. Что в театре всегда были и будут: неудовлетворенные и пресы­ тившиеся ролями, открыто претендующие на ведущее положение, но не имеющие к тому оснований, критически относящиеся к своему труду и бесконечно уверенные в сво­ ей непогрешимости. Вернувшись в ТЮЗ уже в качестве ре­ жиссера, а позже став главным, Владимир Валентинович прежде всего искал себе под­ держку среди нас, бывших воспитанников ленинградского института, да и вообще сре­ ди молодежи театра, которая составляла костяк труппы. Это был правильный ход, который незамедля давал положительные результаты. Кузьмин многое доверял актеру, 'его само­ стоятельному мышлению и особенно актер­ ской интуиции. Но при этом обладал боль­ шим чувством меры и вкуса в отборе пред­ лагаемого исполнителем. Зная актерские возможности, он умело использовал внеш­ ние и внутренние данные исполнителя. Умел. ' сыграть на характерных чертах актера и даже на его недостатках. Долго работать за столом над пьесой Кузьмин не любил, стремился поскорее вый­ ти на площадку. Даже если еще не были готовы эскизы декораций или макет, всегда были готовы, как он говорил, «почеркушки» — карандашный рисунок оформления или план, подготовленный художником. Не лю­ бил он и подолгу проходить с исполните­ лем весь путь к результату. С самого начала стремился к яркой театральной форме, к об­ разному решению мизансцен и всего спек­ такля, к поиску с исполнителями сочного характера. Но самая главная и отличительная черта Владимира Валентиновича — режиссера (и это мы ценили) — блестящее умение органи­ зовать процесс работы над спектаклем. У него все заранее было продумано, под­ готовлено. На репетиции он появлялся рань- ще всех, и к приходу актеров сценическая площадка всегда была идеально подготов­ лена: сделаны выгородки, подобрана ме­ бель, лежал нужный реквизит. Все это де­ лали технические цеха, но в его присут­ ствии и при его непосредственном участии. И когда мы выходили на сцену, там уже была создана необходимая творческая ат­ мосфера, которой так не хватает многим режиссерам, которые вбегают в зал за пять минут до начала и начинают работу с пре­ тензий к помрежу, реквизитору, рабочим сцены. Кузьмин начинал репетицию просто, как-то даже незаметно, любил шутку, юмор. Уже в первые два года его работы в те­ атре стало создаваться особое творческое настроение, по которому у нас соскучились и часто мечтали. Актеры очень быстро, иног­ да с полуслова понимали Кузьмина, он — нас. Это взаимопонимание, обоюдное дове­ рие и общая заинтересованность дали свои результаты. Репетировавшие пьесу А. Бруштейн «Тристан и Изольда» актеры: Мовчан (Трис­ тан), Гаршина (Изольда), Ямпольский (Фросин) и другие актеры принимали ак­ тивное участие не только в разборе пьесы, но и в планировке, в поисках мизансцен и формы спектакля. Позже, играя этот спек­ такль (у меня была роль короля Марка), актеры не могли даже сказать, кто и когда то или иное предложил, кто развил ту или иную мысль. Это был, действительно, кол­ лективный труд, где каждый отвечал не только за свою роль, но и за весь спектакль в целом. Спектакль получился эмоциональным, глу­ боким по разработке образов, оригинальным и ярким по форме. Это отмечала и местная пресса, об этом говорили и московские критики, когда мы показывали спектакль на сцене Кремлевского театра во время гастролей коллектива в столице. Отмечалась и большая слаженность, ан- самблевость исполнения. Но если в спек­ такле «Товарищи романтики» все это было достигнуто благодаря режиссеру Суслови- чу — его воле, авторитету, умению всех и вся направить к единой цели, то в «Трис­ тане и Изольде» эти же качества шли и от актеров, стремящихся к созданию группы единомышленников, где каждый был бы ответствен за товарищей, за судьбу театра. Шли они от желания коллектива поддер­ жать и утвердить режиссера Кузьмина, в котором многие увидели нашего будущего главного. Многие актерские работы в этом спектакле стали этапными, сыграли боль­ шую роль в творческом росте, в популярно­ сти исполнителей. Успех «Тристана и Изольды» утвердил нашу веру в Кузьмина, в городе стали гово­ рить, что он со временем может вырасти в интересного, крупного режиссера. Жизнь подтвердила эти прогнозы. Удача окрылила и самого Владимира Валентиновича, он окончательно почувство­ вал себя своим в ТЮЗе, где ему создава­ лась благоприятная почва для дальнейшего роста. Он понимал, что в него верят и в дальнейшем ждут большего... И вскоре призошло то, чего мы хотели, чего ждали —после ухода Лукацкого на пенсию Кузьмина назначили главным ре­ жиссером театра. Владимиру Валентиновичу не надо было присматриваться, притираться к коллекти­ ву, он бы свой. Поэтому с первых же дней начал действовать в полную силу, проявляя свои творческие и организаторские способ­ ности. А начал с того, что стал изживать укоренившуюся в театре практику—стихий­ ность появления в репертуаре той или иной пьесы. Появился перспективный план рабо­ ты. Коллектив заранее знал, над чем пред­ стоит работать в очередном сезоне. Причем репертуар теперь подбирался с учетом сос­ тава труппы, жанрового и стилевого разно­ образия пьес, присутствия в репертуаре русской и зарубежной классики. Не щадя себя, ставя иногда один за дру­ гим спектакли сам и организовав парал­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2