Сибирские огни, 1986, № 5
А. Мовчан, В. Лелеп, В. Ямпольский — зн-ал, как говорится, со студенческой скамьи. На наших глазах он рос как личность, фор мировался как режиссер. Уже на первых порах его отличительной чертой был поиск прочных, неформальных контактов с акторами. Причем, вне зависи мости от возможностей и способностей ис полнителей, сложившихся в данный момент взаимоотношений между актерами, их лич ного отношения к режиссеру. Выйдя из ак терской среды, он прекрасно понимал пси хологию актеров, сложность и тонкость этой профессии. На репетициях он всегда помнил и старался учитывать, что актеры имеют различную степень подготовки, разные спо собности, темперамент. Что в театре всегда были и будут: неудовлетворенные и пресы тившиеся ролями, открыто претендующие на ведущее положение, но не имеющие к тому оснований, критически относящиеся к своему труду и бесконечно уверенные в сво ей непогрешимости. Вернувшись в ТЮЗ уже в качестве ре жиссера, а позже став главным, Владимир Валентинович прежде всего искал себе под держку среди нас, бывших воспитанников ленинградского института, да и вообще сре ди молодежи театра, которая составляла костяк труппы. Это был правильный ход, который незамедля давал положительные результаты. Кузьмин многое доверял актеру, 'его само стоятельному мышлению и особенно актер ской интуиции. Но при этом обладал боль шим чувством меры и вкуса в отборе пред лагаемого исполнителем. Зная актерские возможности, он умело использовал внеш ние и внутренние данные исполнителя. Умел. ' сыграть на характерных чертах актера и даже на его недостатках. Долго работать за столом над пьесой Кузьмин не любил, стремился поскорее вый ти на площадку. Даже если еще не были готовы эскизы декораций или макет, всегда были готовы, как он говорил, «почеркушки» — карандашный рисунок оформления или план, подготовленный художником. Не лю бил он и подолгу проходить с исполните лем весь путь к результату. С самого начала стремился к яркой театральной форме, к об разному решению мизансцен и всего спек такля, к поиску с исполнителями сочного характера. Но самая главная и отличительная черта Владимира Валентиновича — режиссера (и это мы ценили) — блестящее умение органи зовать процесс работы над спектаклем. У него все заранее было продумано, под готовлено. На репетиции он появлялся рань- ще всех, и к приходу актеров сценическая площадка всегда была идеально подготов лена: сделаны выгородки, подобрана ме бель, лежал нужный реквизит. Все это де лали технические цеха, но в его присут ствии и при его непосредственном участии. И когда мы выходили на сцену, там уже была создана необходимая творческая ат мосфера, которой так не хватает многим режиссерам, которые вбегают в зал за пять минут до начала и начинают работу с пре тензий к помрежу, реквизитору, рабочим сцены. Кузьмин начинал репетицию просто, как-то даже незаметно, любил шутку, юмор. Уже в первые два года его работы в те атре стало создаваться особое творческое настроение, по которому у нас соскучились и часто мечтали. Актеры очень быстро, иног да с полуслова понимали Кузьмина, он — нас. Это взаимопонимание, обоюдное дове рие и общая заинтересованность дали свои результаты. Репетировавшие пьесу А. Бруштейн «Тристан и Изольда» актеры: Мовчан (Трис тан), Гаршина (Изольда), Ямпольский (Фросин) и другие актеры принимали ак тивное участие не только в разборе пьесы, но и в планировке, в поисках мизансцен и формы спектакля. Позже, играя этот спек такль (у меня была роль короля Марка), актеры не могли даже сказать, кто и когда то или иное предложил, кто развил ту или иную мысль. Это был, действительно, кол лективный труд, где каждый отвечал не только за свою роль, но и за весь спектакль в целом. Спектакль получился эмоциональным, глу боким по разработке образов, оригинальным и ярким по форме. Это отмечала и местная пресса, об этом говорили и московские критики, когда мы показывали спектакль на сцене Кремлевского театра во время гастролей коллектива в столице. Отмечалась и большая слаженность, ан- самблевость исполнения. Но если в спек такле «Товарищи романтики» все это было достигнуто благодаря режиссеру Суслови- чу — его воле, авторитету, умению всех и вся направить к единой цели, то в «Трис тане и Изольде» эти же качества шли и от актеров, стремящихся к созданию группы единомышленников, где каждый был бы ответствен за товарищей, за судьбу театра. Шли они от желания коллектива поддер жать и утвердить режиссера Кузьмина, в котором многие увидели нашего будущего главного. Многие актерские работы в этом спектакле стали этапными, сыграли боль шую роль в творческом росте, в популярно сти исполнителей. Успех «Тристана и Изольды» утвердил нашу веру в Кузьмина, в городе стали гово рить, что он со временем может вырасти в интересного, крупного режиссера. Жизнь подтвердила эти прогнозы. Удача окрылила и самого Владимира Валентиновича, он окончательно почувство вал себя своим в ТЮЗе, где ему создава лась благоприятная почва для дальнейшего роста. Он понимал, что в него верят и в дальнейшем ждут большего... И вскоре призошло то, чего мы хотели, чего ждали —после ухода Лукацкого на пенсию Кузьмина назначили главным ре жиссером театра. Владимиру Валентиновичу не надо было присматриваться, притираться к коллекти ву, он бы свой. Поэтому с первых же дней начал действовать в полную силу, проявляя свои творческие и организаторские способ ности. А начал с того, что стал изживать укоренившуюся в театре практику—стихий ность появления в репертуаре той или иной пьесы. Появился перспективный план рабо ты. Коллектив заранее знал, над чем пред стоит работать в очередном сезоне. Причем репертуар теперь подбирался с учетом сос тава труппы, жанрового и стилевого разно образия пьес, присутствия в репертуаре русской и зарубежной классики. Не щадя себя, ставя иногда один за дру гим спектакли сам и организовав парал 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2