Сибирские огни, 1986, № 5

теров, как С. Владычанский, В. Редлих, П. Монастырский. В 1955 году Кузьмину поручают поста­ новку сказки Е. Шварца «Красная Шапоч­ ка». Дебют молодого режиссера оказался успешным. Хотя это было третье или даже четвертое обращение театра к этой сказке, Кузьмин решил ее в новом, более современ­ ном ключе, спектакль был насыщен юмором и иронией. Волк игрался не злодеем, кро­ вожадным хищником, а незадачливым без­ дельником и хулиганом, который от скуки и неумения найти себе дело гонялся за Красной Шапочкой. Лису он увидел как кокетливую, самовлюбленную интриганку. Как всегда талантливо, с большой непо­ средственностью играла заглавную роль 3. Булгакова. Много находок и приятных неожиданностей было не только в решении отдельных образов, но и всей постановки в целом. Вскоре Кузьмину было предложено воз­ главить Областной театр драмы. О многих работах Кузьмина того периода говорили и писали, как о творческих удачах пере­ движного театра, который после застоя находит свое лицо. О Кузьмине заговорили, как о состоявшемся режиссере, способном решать самостоятельно большие творческие задачи. Главный режиссер театра «Красный факел» В. Редлих приглашает Кузьмина на постановку пьесы А. Арбузова «Город на заре». Спектакль стал большой творческой уда­ чей театра, раскрыл дарования многих мо­ лодых краснофакельцев. По-новому проявил себя Кузьмин, доказавший, что он умеет и может работать над монументальными спек­ таклями на большой сцене. Но через три года Кузьмин все же вновь возвращается В ТЮЗ очередным режиссером. И первыми его постановками здесь были спектакли «Пароход зовут «Орленок» по пьесе А. Га­ лина и сказка «Белоснежка». Пьеса «Пароход зовут «Орленок» расска­ зывала о комсомольцах, о романтике меч­ ты и дел молодежи. Он продолжал и раз­ вивал устремления театра в современной теме, которые проявлялись в идущих тогда на сцене «Товарищах романтиках» и «За­ водских ребятах». Спектакль пользовался большим успехом у молодежи, на него первое время даже трудно было попасть. Это было приятно, но мы с Кузьминым понимали, что не все так прекрасно, как хотелось бы. В пьесе не было большого конфликта, ост­ рых ситуаций, не было и ярких индивидуа­ лизированных характеров. Качество спек­ такля, актерских работ нельзя было срав­ нивать даже с довольно прямолинейными «Заводскими ребятами». Все-таки это была ступенька вниз. В «Пароходе...» я играл одну из цент­ ральных ролей — Аркадия Шмелева. Рецен­ зенты ставили ее вровень с моими работами над образами Гайдара и Обломова. Это то­ же было бы приятно, если бы было правдой. Я прекрасно понимал, что новая работа у меня —шаг назад, а не вперед. Прежде все­ го, была повинна в том пьеса. И, конечно же, молодой Кузьмин и я, как сорежиссер, не могли состязаться с Сусловичем, преодо­ левшим недостатки «Товарищей романти­ ков», поднявшимся в спектакле выше дра­ матургии. 142 Меня всегда волновала проблема соотно­ шения нужности темы, актуальности идеи пьесы и спектакля и качества пьесы и спек­ такля. Чернышевский писал: «Если идея фальшива, о художественности не может быть и речи...» Да, это бесспорно. Но всегда ли большая идея, нужная тема облекается автором в высокохудожественное произве­ дение? Бесспорно и то, что в театре идея, поданная без должного уровня художест­ венности, обесценивается. Не слишком ли часто критики, видя акту­ альность и нужность спектакля, не замеча­ ют недостатков драматургии и постановки? А справедливо ли это? Двигает ли это и развивает драматургию и театр?.. Особенно досадно бывает, когда незаслуженно хвалят спектакль, в котором воплощены образы крупных руководителей и вождей... Ну вот, обещал не вступать в полемику с критиками и не удержался... Замечу в связи с этим, что поставленный Кузьминым раньше, но шедший одновремен­ но с «Пароходом...» спектакль «Город на заре» в «Красном факеле» был, действитель­ но, событием в городе. Там объективному успеху молодого режиссера сопутствовала пьеса Арбузова. Драма, которая и сейчас не потеряла своих ценностей, к которой и сегодня нередко обращаются театры... Второй тюзовской постановкой Кузьмина была «Белоснежка». Забегая вперед дол­ жен сказать, что Владимир Валентинович любил работать над сказкой. И не потому, что он вырос в ТЮЗе, начал свою режис­ серскую карьеру с этого жанра, а впослед­ ствии, став главным, был обязан ставить спектакли и для самых маленьких зрителей. Жанр сказки был близок ему. Он любил в спектакле что-то придумывать, фантази­ ровать. Как он говорил, «творчески похули­ ганить». За годы работы в ТЮЗе он поста­ вил более десятка сказок. Спектакль «Белоснежка», несмотря на скромный драматургический материал, стал событием в театре. С самого начала работы над ним режиссер сумел увлечь ма­ териалом весь постановочный коллектив. Порою буйная фантазия Кузьмина и чрез­ мерная инициатива исполнителей превраща­ ли репетицию в такой страстный диспут, что режиссеру и самому приходилось пре­ рывать его предложением: — Что мы тратим темперамент и энергию на споры?.. Давайте лучше попробуем все эти варианты на площадке, а потом решим, что взять из предложенного... Спектакль получился жизнерадостным, праздничным, с большой режиссерской вы­ думкой и фантазией. Успеху способствовало оформление художника В. Шапорина, му­ зыка композиторов М. Карасева и О. Коро­ ля, танцы В. Ювачевой и О. Покровского, стихи песен, написанные Б. Макаровым. В спектакле было много актерских удач. Но особенно ярко работали в нем 3. Булгако­ ва (гном Ворчун), А. Гаршина (гном Фин- тик), 3. Лисятина (Белоснежка). Спектакль стал на самом деле большим праздником для юного зрителя. За кулисы после спектакля очень часто проникали благодарные папы и мамы, в адрес театра шла обильная почта. Владимира Валентиновича Кузьмина я, как и многие мои коллеги, учившиеся в ленинградском институте,—А. Гаршина,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2