Сибирские огни, 1986, № 5
теров, как С. Владычанский, В. Редлих, П. Монастырский. В 1955 году Кузьмину поручают поста новку сказки Е. Шварца «Красная Шапоч ка». Дебют молодого режиссера оказался успешным. Хотя это было третье или даже четвертое обращение театра к этой сказке, Кузьмин решил ее в новом, более современ ном ключе, спектакль был насыщен юмором и иронией. Волк игрался не злодеем, кро вожадным хищником, а незадачливым без дельником и хулиганом, который от скуки и неумения найти себе дело гонялся за Красной Шапочкой. Лису он увидел как кокетливую, самовлюбленную интриганку. Как всегда талантливо, с большой непо средственностью играла заглавную роль 3. Булгакова. Много находок и приятных неожиданностей было не только в решении отдельных образов, но и всей постановки в целом. Вскоре Кузьмину было предложено воз главить Областной театр драмы. О многих работах Кузьмина того периода говорили и писали, как о творческих удачах пере движного театра, который после застоя находит свое лицо. О Кузьмине заговорили, как о состоявшемся режиссере, способном решать самостоятельно большие творческие задачи. Главный режиссер театра «Красный факел» В. Редлих приглашает Кузьмина на постановку пьесы А. Арбузова «Город на заре». Спектакль стал большой творческой уда чей театра, раскрыл дарования многих мо лодых краснофакельцев. По-новому проявил себя Кузьмин, доказавший, что он умеет и может работать над монументальными спек таклями на большой сцене. Но через три года Кузьмин все же вновь возвращается В ТЮЗ очередным режиссером. И первыми его постановками здесь были спектакли «Пароход зовут «Орленок» по пьесе А. Га лина и сказка «Белоснежка». Пьеса «Пароход зовут «Орленок» расска зывала о комсомольцах, о романтике меч ты и дел молодежи. Он продолжал и раз вивал устремления театра в современной теме, которые проявлялись в идущих тогда на сцене «Товарищах романтиках» и «За водских ребятах». Спектакль пользовался большим успехом у молодежи, на него первое время даже трудно было попасть. Это было приятно, но мы с Кузьминым понимали, что не все так прекрасно, как хотелось бы. В пьесе не было большого конфликта, ост рых ситуаций, не было и ярких индивидуа лизированных характеров. Качество спек такля, актерских работ нельзя было срав нивать даже с довольно прямолинейными «Заводскими ребятами». Все-таки это была ступенька вниз. В «Пароходе...» я играл одну из цент ральных ролей — Аркадия Шмелева. Рецен зенты ставили ее вровень с моими работами над образами Гайдара и Обломова. Это то же было бы приятно, если бы было правдой. Я прекрасно понимал, что новая работа у меня —шаг назад, а не вперед. Прежде все го, была повинна в том пьеса. И, конечно же, молодой Кузьмин и я, как сорежиссер, не могли состязаться с Сусловичем, преодо левшим недостатки «Товарищей романти ков», поднявшимся в спектакле выше дра матургии. 142 Меня всегда волновала проблема соотно шения нужности темы, актуальности идеи пьесы и спектакля и качества пьесы и спек такля. Чернышевский писал: «Если идея фальшива, о художественности не может быть и речи...» Да, это бесспорно. Но всегда ли большая идея, нужная тема облекается автором в высокохудожественное произве дение? Бесспорно и то, что в театре идея, поданная без должного уровня художест венности, обесценивается. Не слишком ли часто критики, видя акту альность и нужность спектакля, не замеча ют недостатков драматургии и постановки? А справедливо ли это? Двигает ли это и развивает драматургию и театр?.. Особенно досадно бывает, когда незаслуженно хвалят спектакль, в котором воплощены образы крупных руководителей и вождей... Ну вот, обещал не вступать в полемику с критиками и не удержался... Замечу в связи с этим, что поставленный Кузьминым раньше, но шедший одновремен но с «Пароходом...» спектакль «Город на заре» в «Красном факеле» был, действитель но, событием в городе. Там объективному успеху молодого режиссера сопутствовала пьеса Арбузова. Драма, которая и сейчас не потеряла своих ценностей, к которой и сегодня нередко обращаются театры... Второй тюзовской постановкой Кузьмина была «Белоснежка». Забегая вперед дол жен сказать, что Владимир Валентинович любил работать над сказкой. И не потому, что он вырос в ТЮЗе, начал свою режис серскую карьеру с этого жанра, а впослед ствии, став главным, был обязан ставить спектакли и для самых маленьких зрителей. Жанр сказки был близок ему. Он любил в спектакле что-то придумывать, фантази ровать. Как он говорил, «творчески похули ганить». За годы работы в ТЮЗе он поста вил более десятка сказок. Спектакль «Белоснежка», несмотря на скромный драматургический материал, стал событием в театре. С самого начала работы над ним режиссер сумел увлечь ма териалом весь постановочный коллектив. Порою буйная фантазия Кузьмина и чрез мерная инициатива исполнителей превраща ли репетицию в такой страстный диспут, что режиссеру и самому приходилось пре рывать его предложением: — Что мы тратим темперамент и энергию на споры?.. Давайте лучше попробуем все эти варианты на площадке, а потом решим, что взять из предложенного... Спектакль получился жизнерадостным, праздничным, с большой режиссерской вы думкой и фантазией. Успеху способствовало оформление художника В. Шапорина, му зыка композиторов М. Карасева и О. Коро ля, танцы В. Ювачевой и О. Покровского, стихи песен, написанные Б. Макаровым. В спектакле было много актерских удач. Но особенно ярко работали в нем 3. Булгако ва (гном Ворчун), А. Гаршина (гном Фин- тик), 3. Лисятина (Белоснежка). Спектакль стал на самом деле большим праздником для юного зрителя. За кулисы после спектакля очень часто проникали благодарные папы и мамы, в адрес театра шла обильная почта. Владимира Валентиновича Кузьмина я, как и многие мои коллеги, учившиеся в ленинградском институте,—А. Гаршина,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2