Сибирские огни, 1986, № 5
искусство Виктор ОРЛОВ # ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕМУАРЫ В последние годы в периодике появи лись большие статьи и вышли отдель ные книги, освещающие работу Но восибирского ТЮЗа шестидесятых —нача ла семидесятых годов. Вовсе не собираясь полемизировать с авторами, не могу не за метить, что некоторые материалы и фак ты, использованные в этих работах, явно взяты из одного источника, что привело, на мой взгляд, к однобокому освещению явле ний. Разумеется, со стороны виднее. Но все же, наблюдая творческий процесс изнутри, наверное, многое объясняешь точнее и, не боюсь сказать, объективнее. Итак, за пятнадцатилетний послевоенный период коллектив ТЮЗа встретился в рабо те с целой «труппой» режиссеров, «прошел» через 36(!) режиссерских индивидуально стей, работавших различными методами, порой исключающими друг друга. И я уже рассказывал о тех из них, которые сделали много полезного и нужного для .театра: развивали лучшие традиции, двигали коллек тив вперед. Но, к сожалению, была немало и других, кроме вреда, театру ничего не давших. Проходя такие «университеты», мы, акте ры, прекрасно понимали и положительные, и отрицательные моменты этой ситуации, могли сравнивать, сопоставлять работу раз ных режиссерских школ, отличать хорошее от плохого. Кроме того, разнообразие режис серских почерков и методов работы воспи тывало умение идти к цели разными путя ми. Бывали обстоятельства, когда актеры брали всю ответственность за судьбу буду щей премьеры на себя, волею судьбы при учались к активной самостоятельной рабо те. Быть режиссерами не только своей роли, но иногда и всего спектакля. Так про изошло, в частности, при постановке «Слу ги двух господ», где мы с Мовчаном, репе тируя роль Труфальдино, вынуждены были принять активное участие в общем решении спектакля. Режиссеры приходили и уходили, но ос новной актерский состав сохранялся. И мы уже не могли мириться с положением дел в режиссуре, надо было что-то делать, что- то предпринимать— брать режиссерское де ло в театре, хотя бы отчасти, в свои руки. Тогдашний директор театра Г. М. Слоущ пошел нам навстречу. Если посмотреть афиши тех лет, то рядом с фамилиями постановщиков часто можно увидеть имена актеров в качестве ассис тента режиссера, либо сорежиссера. Вчерашние актеры, пробуя себя в новом амплуа, доказали правомерность и необхо димость пополнения режиссерских кадров в театре. И многие, уже первые спектакли, поставленные актерами, по художественно му уровню превосходили постановки мель кавших до этого очередных. В конце 1960-го назначенный- главным режиссером Владимир Валентинович Кузь мин укрепит и разовьет эту наметившуюся в 50-е годы тенденцию. В течение многих лег очередными режиссерами будут работать по совместительству А. Мовчан и я. Позже, в интервью, В. В. Кузьмин скажет: «Под любым спектаклем очередных режиссеров я могу и готов поставить свою фамилию»... Владимир Валентинович Кузьмин приехал работать в Новосибирский ТЮЗ в 1947 го ду после окончания актерского факультета Ленинградского театрального института. Учился он у известного кинорежиссера и педагога Я. Б. Фрида. Актерская судьба складывается у Влади мира Валентиновича не очень интересно, и он интенсивно начинает готовить себя к ре жиссерской работе: уезжает снова в Ленин град и поступает на режиссерский факуль тет в класс нар. арт. СССР Л. С. Вивьена. Из-за болезни закончить курс не удалось, и он возвращается в Новосибирск. Продол жая в ТЮЗе актерскую работу, он начинает пробовать свои силы в режиссуре. Работает в качестве ассистента у таких крупных мае- 141 Окончание. Начало в № 3, 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2