Сибирские огни, 1986, № 5

искусство Виктор ОРЛОВ # ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕМУАРЫ В последние годы в периодике появи­ лись большие статьи и вышли отдель­ ные книги, освещающие работу Но­ восибирского ТЮЗа шестидесятых —нача­ ла семидесятых годов. Вовсе не собираясь полемизировать с авторами, не могу не за­ метить, что некоторые материалы и фак­ ты, использованные в этих работах, явно взяты из одного источника, что привело, на мой взгляд, к однобокому освещению явле­ ний. Разумеется, со стороны виднее. Но все же, наблюдая творческий процесс изнутри, наверное, многое объясняешь точнее и, не боюсь сказать, объективнее. Итак, за пятнадцатилетний послевоенный период коллектив ТЮЗа встретился в рабо­ те с целой «труппой» режиссеров, «прошел» через 36(!) режиссерских индивидуально­ стей, работавших различными методами, порой исключающими друг друга. И я уже рассказывал о тех из них, которые сделали много полезного и нужного для .театра: развивали лучшие традиции, двигали коллек­ тив вперед. Но, к сожалению, была немало и других, кроме вреда, театру ничего не давших. Проходя такие «университеты», мы, акте­ ры, прекрасно понимали и положительные, и отрицательные моменты этой ситуации, могли сравнивать, сопоставлять работу раз­ ных режиссерских школ, отличать хорошее от плохого. Кроме того, разнообразие режис­ серских почерков и методов работы воспи­ тывало умение идти к цели разными путя­ ми. Бывали обстоятельства, когда актеры брали всю ответственность за судьбу буду­ щей премьеры на себя, волею судьбы при­ учались к активной самостоятельной рабо­ те. Быть режиссерами не только своей роли, но иногда и всего спектакля. Так про­ изошло, в частности, при постановке «Слу­ ги двух господ», где мы с Мовчаном, репе­ тируя роль Труфальдино, вынуждены были принять активное участие в общем решении спектакля. Режиссеры приходили и уходили, но ос­ новной актерский состав сохранялся. И мы уже не могли мириться с положением дел в режиссуре, надо было что-то делать, что- то предпринимать— брать режиссерское де­ ло в театре, хотя бы отчасти, в свои руки. Тогдашний директор театра Г. М. Слоущ пошел нам навстречу. Если посмотреть афиши тех лет, то рядом с фамилиями постановщиков часто можно увидеть имена актеров в качестве ассис­ тента режиссера, либо сорежиссера. Вчерашние актеры, пробуя себя в новом амплуа, доказали правомерность и необхо­ димость пополнения режиссерских кадров в театре. И многие, уже первые спектакли, поставленные актерами, по художественно­ му уровню превосходили постановки мель­ кавших до этого очередных. В конце 1960-го назначенный- главным режиссером Владимир Валентинович Кузь­ мин укрепит и разовьет эту наметившуюся в 50-е годы тенденцию. В течение многих лег очередными режиссерами будут работать по совместительству А. Мовчан и я. Позже, в интервью, В. В. Кузьмин скажет: «Под любым спектаклем очередных режиссеров я могу и готов поставить свою фамилию»... Владимир Валентинович Кузьмин приехал работать в Новосибирский ТЮЗ в 1947 го­ ду после окончания актерского факультета Ленинградского театрального института. Учился он у известного кинорежиссера и педагога Я. Б. Фрида. Актерская судьба складывается у Влади­ мира Валентиновича не очень интересно, и он интенсивно начинает готовить себя к ре­ жиссерской работе: уезжает снова в Ленин­ град и поступает на режиссерский факуль­ тет в класс нар. арт. СССР Л. С. Вивьена. Из-за болезни закончить курс не удалось, и он возвращается в Новосибирск. Продол­ жая в ТЮЗе актерскую работу, он начинает пробовать свои силы в режиссуре. Работает в качестве ассистента у таких крупных мае- 141 Окончание. Начало в № 3, 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2