Сибирские огни, 1986, № 4

Евгений ГОРОДЕЦКИЙ РЫБЬИ ЯЙЦА Повесть 1 Т рудно живописать прозой красивый пейзаж. Как ни бейся, какие ни подыскивай слова, улавливаются лишь частности, »общая картина получается условной, приблизительной. Нужна кисть, фотоаппарат, а лучше всего было бы прибегнуть к экранизации, тогда уж впечатления читателя, то есть, простите, зрителя наиболее точно соответствовали бы натуре. Однако можно быть уверенным, что за экранизацию этих скромных правдивых заметок никто, к со- желанию, не возьмется. Во-первых, в них не содержится ни произ­ водственного конфликта, ни любовных коллизий, нет даже сколько- нибудь существенного женского образа, никто никого .не преследует, не проливается ничья кровь, кроме рыбьей, утиной и изредка ряб­ чиковой. Во-вторых, создатели фильма столкнулись бы с чисто тех­ ническими трудностями. Как, например, правдоподобно соорудить бутафорского тайменя, чтобы он бился в лодке, как ^сивой, и нату­ рально подбрасывал сидящего на нем верхом взрослого крепкого мужчину? Или, допустим, друг человека — баклан. Как средствами кино показать охоту на баклана, если он оператора к себе ближе чем на сто метров не подпустит? Телеобъектив? Но у того малое поле зрения, а охота —действо динамичное. И наконец, третье — пленка. Если в погожий солнечный день небо бирюзовое, море синее, поросшие тайгой сопки зеленые, с чуть приметными уже золотис­ тыми мазками осени, скалы розоватые, а полоса прибоя в полукружь­ ях бухт белая, то точную цветопередачу (такую, скажем, чтобы издали отличать массив лиственницы от массива пихты) обеспечит только «Орвохром», штука дорогая и дефицитная. В общем, придется читателям поверить автору на слово и до­ вольствоваться теми изобразительными средствами, которые име­ ются в его арсенале. Тем не менее кое-какие приемы и термины киношников можно позаимствовать, в наш век взаимопроникнове­ ния искусств ничего зазорного в этом нет. Итак, общий план — бухточка протяженностью около двух ки­ лометров; слев(а, если смотреть на север, горы, справа море. Горы прорезает речка — выше порожистая, бурливая, а в приустьевой части спокойная, глубокая, местами даже заболоченная. Впечатление такое, будто речка буйно рвалась, стремилась к морю, а достигнув его,' утихомирилась и долго не решалась, в каком именно месте впасть] извилисто текла вдоль береговой линии в какой-нибудь сотне метров 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2