Сибирские огни, 1986, № 4
ему тут же казалось правдой. События на сцене он легко примерял к се бе, увлекался и переживал. Кроме того, театр возвышал его, давал Связкину возможность по чувствовать, что он, зуборез, многого достиг в жизни. Он приезжал в театр на собственной машине. Собираясь в театр, строго следил за тем, чтобы все были одеты по высшёму разряду: никаких джинсов, курточек и свитеров. Они с сыном в строгих и добротных костюмах, дочь и жена в самых праздничных платьях. Отвиливания не допускались: в театр идет вся семья. — Хочешь не хочешь,—смеялся сын,— а батя нас зрителями сде лает. Что ж, искусство требует жертв... и аншлага. Отец на шуточки эти не реагировал. В парадном костюме он словно подрастал, обретая внушительность и представительность В те атр ехал «профессор» Связкин, работающий на самом знаме нитом заводе города. Он заботливо рассаживал родных в ста ренький «Москвич», еще раз осматривал свое семейство и, удов летворенный, чинно трогался. В театре —это он тоже считал обязательным —Связкин вел семью в буфет и, никого ни о чем не расспрашивая, покупал себе кофе и бутерброд, жене и детям —- пирожные и пепси-колу. Семья Связкиных сидела за отдельным столи ком и рассматривала зрителей: Артемий Николаевич —с почтитель ным интересом, жена —робко, смущенно, сын —с бегло, небрежно, а дочь —целенаправленно: кто во что одет. Единственное, что в театре огорчало Связкина,—это знакомые. Он не любил встречать в театре знакомых, .не хотел, чтобы здесь знали, что он зуборез. Только в театре Связкин не гордился своей профессией. Почему —он не мог понять. Его не покидало ощущение, что в театре все достижения и звания как бы мельчают. Среди кресел, лож, бархат ных истертых канапе, праздничной толпы Артемий Николаевич туше вался. Нечто недостижимое для него пропитывало атмосферу театра. Перед театральными бабушками, продающими программы, он цепенел, портреты актеров в фойе рассматривал с таким же благоговением, как огромные фотографии Героев Советского Союза в городском парке. Состояние некоторой задавленности, стесненности и в то же время приподнятости не разделяли знакомые Связкина. Они держались в театре раскованно и свободно, Связкин завидовал их естественности, что его огорчало. Он, торжественный и взволнованный, хотел радоваться в театре. Только радоваться. И забыть обо всем, что было дурного и нелепого в его жизни. Откуда столько знакомых?! —недоумевал он, забывая, что би леты распространяли на спектакль не в одном цехе, а по всему заводу. Но едва в^ зале гасили свет и занавес начинал плыть, обнажая сцену, Артемий Николаевич успокаивался, и его охватывало то раз мягченное и немного сентиментальное состояние, какое свойственно ему было дома, среди родных. Тогда в зале не было более благодарного и внимательного зрителя, чем зуборез Артемий Николаевич Связкин. Его душа сбрасывала все тревожное, все стесняющее его, он легко впадал в состояние, называемое театральными критиками сопережи ванием. Сопереживание Связкина досаждало окружающим. Пока он смот рел спектакль, то тяжело вздыхал, сморкался,— его глаза увлажня лись. Артемий Николаевич непрерывно издавал различные восклицания. — Надо же! —произносил он сочувственно. — Ишь ты, гад! —шептал он так, что вздрагивало ползала Чаще всего он одобрял: — Правильно! Правильно! Так и есть... Послушай, батя,—укорял сын.—Ты не мог бы потише, про себя? Нет, он не мог. Минуты на три Связкин замолкал, а потом его снова несло. Тем более что спектакль, который они смотрели на этот раз, был, как считал Связкин, о нем. Он тоже бы не взял премию если бы его рабочее достоинство унижалось, если бы ему задарма платили. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2