Сибирские огни, 1986, № 4
Но Сростки — и удобнейшее место для переправы диких животных, стало быть, там великолепные условия и для охоты. Охотничье их знание сохранялось, по- видимому, довольно долго. Помните, пол ковник де Гаррига в рапорте за 1753 год указывает, что калмыки «в тех Сростках плавятся да и для звериных промыслов туда ездят»?.. В таких местах люди сели лись во все времена, во все эпохи... Слушаешь вас, Борис Хатмиевич, и невольно вспоминаются слова поэта: Г р яд у щ ее, прош лое и н асто ящ ее С уть о р ган ы те л а еди н ого, им я ко тором у —■ ж и зн ь. — Так оно и есть. Прошу читателя отнестись снисходи тельно к пересказу этого разговора, ко торый я, профан в археологии и топони мике, записал в основном по памяти. На деюсь, он привлечет внимание специалис тов, и они скажут свое слово. КТО ЖЕ БЫЛИ ПРЕДКИ ВАСИЛИЯ МАКАРОВИЧА? Ответ на этот вопрос, хотя и неполный, удалось найти в документах Всероссий ской сельскохозяйственной и городской переписи 1916—1917 годов. Очень интересные это документы! Анкета составлялась на каждую семью, в ней указывались: глава семьи, откуда при была семья, ее состав с указанием воз раста каждого, грамотности («умеет чи тать», «умеет читать .и писать»), подробные сведения о количестве домашнего скота, сельскохозяйственного инвентаря, разме рах пашни, покосов и пр. Такие анкеты имеются в нашем архиве почти на каждое алтайское село, в том числе и на Сростки. Целый кладезь све дений о «малой родине» Шукшина! Вот, для примера, несколько цифр об щего, так сказать, характера. В 1917 году в Сростках проживало 425 семей общей численностью около 2 600 человек. (Кста ти, в 1983 году здесь было лишь на 400 человек больше). Анкеты имеются на 411 семей, из них — 224 старожильческие, 14—- беженцы первой мировой войны (из Грод ненской губернии), остальные— пересе ленцы из Рязанской (87), Самарской (29), Тобольской (11). Вятской (6), Симбир ской (4) и других губерний. Найти в сростинских анкетах дедушек и бабушек Василия Макаровича не пред ставляет, согласитесь, никакой трудности. Читаем в одной из них: Шукшин Павел Павлович. 60 лет. Пе реселенец из Самарской губернии. Год переселения — 1867. У него сын Леонтий, 35 лет, внук Макар, 4 года. Макар Леонтьевич Шукшин — это ж отец Василия Макаровича! А Павел Павлович, выходит, его прадед по отцу, и переселился он в Сростки из Самарской губернии. Ну, а мать? Читаем другую анкету. Сергей Федорович Попов. 40 лет. Тоже переселенец из Самарской губернии, но прибыл оттуда тридцатью годами позже, в 1897 году. У него восемь детей, седьмая из них— дочь Мария, восьми лет. Мария Сергеевна Попова — мать Шукшина, а ее отец, дед Василия Макаровича, стало быть, тоже из самарских переселенцев. Интересно, что Павел Шукшин и Сергей Попов умели читать и писать,— большая редкость по тем временам. В 1917 году в Сростках проживало 10 семей Шукшиных; четыре значились пере селенцами из Самарской губернии, осталь ные— старожилами, но в числе старожилов были записаны и два сына Павла Шукши на, Михаил и Игнатий, жившие отдель ными семьями. Все Шукшины, как говорят в Сростках, находились (находятся) в род стве между собой. Напрашивается вывод, что приехали они из/ одного места. Но откуда? К сожалению, точный самарский адрес Шукшиных (уезд, волость, село) узнать пока не удалось: в архивных документах не найден, а родственники, с которыми я мог встретиться, ничего не помнят. Есть две догадки. Одну из них, надо понимать, высказал сам Василий Макаро вич в романе «Я пришел дать вам волю». — Ты родом-то откуда? — спрашивает Степан Разин одного из своих сподвижни ков, удалую головушку, произведенного им в «патриархи». «— А вот почесть мои родные места. Там вон в Волгу-то справа Сура влива ется, а в Суру — малая речушка Шукша... Там и деревня моя была, тоже Шукша. Она разошлась, деревня-то. Ажник в Сибирь двинулись которые...». Соблазнительная догадка. Но... дело в том, что речка Шукша, приток Суры, и села на ней находятся всего в 40—50 километрах северней Пензы; стало быть, они входили в Пензенскую губернию, а Шукшины, по документам, из Самарской. Вторую, не менее любопытную догадку (из тех, что мне известны) высказывает доцент Мордовского университета Евгений Владимирович Четвергов, горячий поклон ник и знаток творчества Шукшина. Кстати, из его письма я впервые узнал, что фами лия «Шукшин» мордовского происхожде ния. Вот что он пишет. «Шукш-пря» в переводе с мордовского — эрзя — уголок в избе, куда в старые време на заметался мусор. Автор словаря «Рус ские фамилии» Ю. Федосюк при переводе словосочетания «шукш-'пря» дает несколь ко иное, но близкое объяснение: это костра, остающаяся после трепания, чесания льна, остаток, излишек. Отсюда, как он пишет, прозвище последнего, поздно родившегося ребенка...». Евгений Владимирович сообщает также, что фамилия «Шукшин» в Поволжье наиболее распространена в Мордовской АССР. Если в Пензенской области, напри мер, на конец 1979 года Шукшиных было 51 человек (от 16 лети старше), то в Мор довии— 661! Из них, между прочим, 601 — мордва-мокша. Вспомним, что в Сростках одна из окра ин села раньше называлась «Мордва». Какой же отсюда вывод? Искать Шук шиных в Мордовии? Лично я бы воздер жался все по той же причине: Мордовия 167 (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2