Сибирские огни, 1986, № 4

дрова, провиант, фураж, а также выпол­ няли ряд других работ. Труд тех и других был каторжным и почти даровым, что обеспечивало царю миллионные доходы; не оставалась в накладе и горно-заводская администрация. В эту огромную армию подневольных работников входили до 1863 года (до отмены обязательного труда на рудни­ ках и заводах) и сростинцы. А теперь вернемся к ревизской сказке «вновь заведенной деревни Сросток». В ней указано, что в 1804 году «по согласию общества» (сельского схода) сюда переселились 14 семей из села Большое Угренево и одна семья из Шу­ бенки; в 1807 году — две семьи из Усят- ского и в 1808 году — еще две семьи из Шубенки. Все эти села, кстати, суще­ ствуют и поныне, они входят, как и Сростки, в Бийский район. Вот так образовались Сростки. Датой их основания можно с полным правом считать 1804 год. На день переписи, 3 сентября 1811 года, в Сростках проживало 19 семей общей численностью 81 человек «мужеска пола» (женщины этой переписью не учитыва­ лись). В краевом госархиве имеются еще две ревизских сказки Сросток — за 1816 и 1834 годы. В 1816 году в селе проживало 86 человек «мужеска» и 78 «женска» пола крестьян, в 1834 году — соответ­ ственно 80 и 89. Таким образом, судя по численности «мужеска» пола, насе­ ление Сросток за первые тридцать лет практически не увеличилось. Вот некоторые фамилии переселенцев: Корчуганов, Колокольников, Бедарев, Куксин, Тырышкин. Фамилии «Шукшин» ни в одной из ревизских сказок нет. НЕМНОГО т о п о н и м и к и * Почему село так называется: Сростки? Что означает это слово? Такой вопрос возник, пожалуй, с тех самых пор, как название скромного алтайского села — родины Шукшина — замелькало в печати. Если не считать легенды о беглом ссыльном Сросткине, то первую догадку высказал Сергей За­ лыгин (журнал «Огонек», 1974, № 42), а критик В. И. Коробов, автор книги «Василий Шукшин. Творчество. Личность» (1977), ее повторил. «Село,— читаем у него,— получило такое название, видимо, потому, что в этом месте безымянный большак срастается со зна­ менитым Чуйским трактом». В. И. Коробову был известен рапорт полковника де Гаррига от 26 сентября 1753 года, опубликованный в сборнике «Бийск» (Барнаул, 1974). Он даже при­ вел его в своей "книжке, но вниматель­ но прочесть не сумел. А в рапорте говорилось: «1 сентября... крестьянин Бийской кре­ пости Иван Казанцев объявил мне дан­ ный ему от Кузнецкой воеводской кан­ целярии указ об отдаче ему на откуп с 1753 года впредь на четыре года рыбных промыслов на Катуни реке, с нижнего устья Щулькинской протоки до Срост­ ков с платежом в казну каждый год по одному рублю пятнадцати копеек. А по справке Шульгина протока от крепости Катунской (ныне село Катун- ское Смоленского района.— В. Г .) отсто­ ит вверх по Катуни в десяти верстах, а Сростки, до которых оная Катуня на откуп отдана, от Катунской крепости не менее как пятьдесят верст и в самом опасном от неприятеля месте; к тому же к здешней границе те неприятели, то есть калмыки (алтайцы.— В. Г.) при­ езды имеют и в тех Сростках плавят­ ся, да и для звериных промыслов туда ездят...». Выходит, в помине еще не было ни села, ни Чуйского тракта, ни безымян­ ных большаков и беглых ссыльных, а наз­ вание «Сростки» уже было, причем на­ столько известное, укоренившееся, что автор рапорта не счел нужным даже пояснять его. Пока запомним, читатель, что: — Сростками называлось место на Ка­ туни, богатое рыбой (иначе зачем бы Ивану Казанцеву брать дорогостоящий откуп?); — Калмыки «в тех Сростках плави­ лись», то есть переправлялись через Ка­ тунь, «да и для звериных промыслов туда ездили». Но что же такое «Сростки»? Первое достоверное объяснение этому слову дал, насколько мне известно, поэт Леонид Чикин, живший некоторое время в Сростках и даже учившийся с Васили­ ем Шукшиным в школе, правда, в раз­ ных классах. Вот что пишет он в статье «Земляк, товарищ...» («Сибирские огни», 1978, № 1): «Если сплавляться по Катуни сверху... то место, где стоят Сростки, пожалуй, единственное на много километров вверх и вниз, где... из многочисленных проток и рукавов река... срослась в одно русло». Вот так. Ларчик открывается просто. Еыці у кого есть возможность, посмот­ рите на крупномасштабную карту, на­ пример, 1:100 000. Увидите, что Катунь в районе села Сростки — это широчайший сноп рукавов и проток; между их голубых жилок зеленеют бесчисленные ' острова, островки, островочки: Боярочный, Гилев- ский, Заявим, Поповский — всех не пере­ числишь. И только, начиная от села и пониже (южнее) на участке до одного, примерно, километра все эти протоки и рукава срослись в одно русло с прямы­ ми, как по линеечке, берегами. Срослись, чтобы немного ниже снова разделиться на путаницу проток и рукавов... Навер­ но, та же картина открывается и с само­ лета. Далекие предки наши ни карт, ни са­ молетов не имели, но портрет реки пред­ ставляли, наверно, не хуже нас. И эту диковину природы назвали просто и вы­ разительно: сростки. А когда посели­ лись возле, то и селу дали то же назва­ ние. Такое же толкование слова «Срост? ки» — и еще кое-что интересное — услы­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2