Сибирские огни, 1986, № 4
сборника «Сиверко» жительница средней полосы России Людмила Дерябина. Е сли б синей п р о х л ад ы С З а о н е ж ь я глотн уть. С тан ет вовсе о тр ад н о . У сп окои тся гр у д ь. А ко гд а в о тд а л ен ь е З ас и я ю т К и ж и , В ся д у ш а в и зу м лен ье З ап о ет: — Н е ту ж и !.. Да, уж, конечно, чего ж тут тужить, ес ли мечта всей молодой жизни в образе монастырских Кижей показалась, нако- нец-таки, на горизонте! А вот еще одно стихотворение той же поэтессы — «В себе себя не утаить...», пос вященное России-родине: Е е л еса, ее холм ы И кр ест н а д стар о й кол о ко л ьн ей . П е ч а л ь полей среди зи м ы — М ой п р азд н и к , м ой п ервоп рестольн ы й ! И я ск а ж у , н е утаю : Н е н у ж н о м не л ю б ви отр авн о й , Я то л ько р о д и н у мою Л ю б л ю светло и п р ав о сл авн о ... Вот так: «Печаль полей» должна отныне почитаться «праздником первопрестоль ным», а истинная любовь к родине — толь ко «православной». Не более и не менее! Молодой М. Исаковский, писавший пер вую свою книгу более полувека назад, ра довался медным проводам, сквозь тысяче верстную глухомань и столетнее убожест во соломенных крыш несшим в смоленскую хату электрический свет и столичные но вости. Некоторые теперешние молодые, гордо и даже с негодованием отвернув шиеся от теле- и радиоантенн, упорно ищут в деревне церковную маковку или хотя бы, на худой конец, солому на кры ше! Но маковку той церкви давно покры ла ржа,— в ряде случаев, к нашему вели чайшему сожалению,— а солома на кры шах заменена черепицей или железом. Тоже — немаловажное следствие победы НТР. И проживают в тех избах люди со средним и даже высшим образованием. И вовсе не хотят, чтобы их потчевали этой самой прошлогодней соломой. Люди гра мотные и умные, они уже давно смекнули, что НТР — это не только нарушенная мо торами сельская тишина и вытоптанная трактором лужайка за околицей села, где раньше хороводы водились, но и бла га облегченного техникой тяжелого кресть янского труда. Мы не вправе — да у нас и не может быть такого желания!— требовать от каж дого поэта, пишущего о деревне, или о земле, или о человеке на земле, чтобы он обязательно следовал кому бы то ни было, в том числе, скажем, и М. Исаков скому. Но мы вправе отметить и то, что отличает таких поэтов, как М. Исаковский и А. Твардовский, от некоторых из поэтов «от земли», приписанных нашей критикой к рангу «тихих лириков». Принципиаль ная разница, разделяющая их, состоит в том, что если первые жили, живут беда ми и радостями,-заботами и мечтами свое го героя, имя которому — народ, то герои вторых живут исключительно мыслями и чувствами их создателя, поэта. Отсюда и известная условность и расплывчатость в изображении их облика. * * * Хочется отдельно сказать несколько слов о третьем уроке, с неизбежностью вытекающем и из книги М. Исаковского «Провода в соломе», и из всего его после дующего творчества. Речь идет об автор ской требовательности к языку, которую всю жизнь показывал и которую завещал нам поэт. Весь его творческий опыт сви детельствует о том, что новые формы жизни, ставшей предметом поэзии, не столько взывают к новым формам искус ства, сколько требуют соответствующих этой жизни форм. И снова приходит на память «Рецен зия», автор которой, как известно, говорит не только о содержании и пафосе книги М. Исаковского, но и о ее поэтике: «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью...» И добавляет: «Страдаю пристрастием к стихам, простая форма которых насыщена ценным содер жанием». Следует оговориться, что, конечно же, говоря о «простоте» стиха М. Исаковского, A. М. Горький имел в виду вовсе не ту простоту, которая, по выражению народа, «хуже воровства», а ту, которой исполне на поэтическая речь народа, его меткое разговорное слово, его полные чувства достоинства и вместе целомудрия песни о своем физическом и духовном здоровье. Михаил Исаковский своей книгой «Про вода в соломе» доказал непререкаемую истину: возникновение реальной, истинной поэзии возможно лишь при соприкоснове нии с реальностью, а не вымышленной жизнью народа. Вся последующая его по этическая работа лишь подтверждает эту истину. Путем, по которому с Октябрьских дней шла советская поэзия, отражающая эти грозовые дни и героическую жизнь народа, в том числе и русского трудового кресть янства, прошел не один М. Исаковский. Рядом с ним шли А. Яшин и И. Рыленков, B. Федоров и Д. Ковалев, С. Викулов и О. Фокина, И. Пашков и О. Поскребы шев — многие другие талантливые и свое образные поэты. Но все же первым вышел на этот путь М. Исаковский, и фигура его по праву стоит на правом фланге этой славной шеренги поэтов. Рядом с ним, и ближе других к нему,— по праву писа тельского и человеческого таланта — на ходится лишь его выдающийся ученик и пожизненный спутник — А. Твардовский. На них и смотрит, на них и ориенти руется наша наиболее честная и талант ливая поэтическая поросль, в том числе и та, что обращает свби взоры к жизни советской социалистической деревни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2