Сибирские огни, 1986, № 4
в город, с одной стороны, а с другой — на чала научно-техническое перевооружение при помощи этого города, ставшее возмож ным в связи с ростом нашей экономики, науки и техники, вновь усилился интерес к деревне и советской литературы, в том числе — поэзии. Эти годы не только вернули деревне отвернувшихся было от нее, от ее реальных проблем таких поэтов, как А. Яшин, но и выдвинули новую волну по этов, которые считали деревню своей роди ной и в поэзии. Среди них нельзя не назвать. Вас. Федорова, Д. Ковалева, С. Викулова, В. Ку- лемина, Д. Блынского, А. Романова. В их стихах и поэмах возникает образ современ ной сибирской, курской, вологодской дерев ни со всеми стоявшими в те дни перед нею проблемами. Эти и следующие за ними семидесятые годы, как известно, были отмечены взлетом нашей экономики, науки и техники, озна менованы немалыми успехами и на земле, и в космосе. Научно-техническая революция, постучавшаяся в наши двери еще в шести десятые годы, в семидесятые развернула свои флаги не только в городе, но и в селе. Особенно в производственной сфере. В руки промышленного рабочего и сельского труженика была вложена мощная техника, при помощи которой закладывались новые города, осваивались новые месторождения полезных ископаемых, поднимались целин ные и залежные земли. Вековая глубинка и глухомань огласились рыком бульдозеров, над хмарью непроходимых болот и лесов начали подниматься буровые вышки, а десятилетиями нетронутые и поросшие диким березняком и ольховником залежные земли переворачивались за отвальным плу гом «Кировца» и «НАТИ». Это был зако номерный шаг страны на пути освоения природных богатств, таимых до времени родной землей в своих недрах. Но на этом пути победного шествия вооруженного техникой человека были не только достижения, были и потери: поваль ная рубка лесов вдоль рек, выветривание поднятых глубокой отвальной вспашкой плодоносных почв, нерасчетливое затопле ние наиболее плодородных лугов и пашен, преждевременное, от неумелого вмешатель ства человека, усыхание рек. Научно-тех ническая революция шла триумфальным маршем. Но шаг ее был тяжел и не всегда по-хозяйски расчетлив. В этих условиях, на фоне победного шествия НТР, несшего с собой не только новые возможности для нашего подъема, прежде всего экономического, но и таивше го угрозу миру природы, в котором мы живем, обозначилась новая тенденция в развитии деревенской поэзии: в ней зазвучали ноты тревоги за сохранность поля и леса, реки и пашни, а вместе с этим и за сохранность некоторых устоев деревен ской жизни, ее быта и духа, ее истоков и корней, за которыми была видна тревога за сохранность человеческой души. Именно эти заботы и проблемы заняли главенствующее положение в поэзии не которых молодых: Н. Рубцова и О. Фоки ной, А. Романова и Ю. Пашкова, Н. Бла гова и В. Пальчикова, А. Плитченко и В. Балачана, поэтов талантливых и раз ных. Может быть, одним из наиболее талант ливых среди них, но еще не до конца раскрывшимся и — не без помощи критики, падкой на «открытия» и склонной нередко к поспешности,— ставшим своего рода зна менем для части молодых «деревенских» поэтов, по крайней мере на -.определенное время, был Н. Рубцов. Одаренный чувством глубокой привязанности к земле родной северной деревни, искренностью чувств и большой силой лиризма, он невольно заставил обратить на себя внимание всех, кому были дороги эти стороны жизни и поэзии. Да и то сказать, как не могли не поразить слух и сердце читателя и не врезаться в его память такие прекрасные строфы, свидетельствующие о приходе ис тинного поэта, как, например, следующие: З в е зд а полей во м гл е зал ед ен ело й . О стан ови вш и сь, см отри т в полы нью . У ж на ч а сах д в е н а д ц а ть п розвенело. И сон о к у тал р о д и н у мою ... З в е зд а полей! В м инуты потрясен ий Я всп ом и н ал, к а к тихо, за холм ом О на гори т н ад золотом осенним . О на гори т н ад зи м ним сер еб р о м ... Жизнь Н. Рубцова оборвалась рано. Мы не знаем, каких высот могла бы достичь его поэзия, сложись его судьба по-друго му. Во всяком случае, лучшие его стихи говорят о том, что возможности эти были велики. К сожалению, они не всегда ис пользовались в полной мере. Многие его стихи, вызванные, как видно, стремлением поэта противопоставить железному шагу НТР запомнившийся ему с детства тележ ный скрип старой деревни с окружающей ее полевой и лесной тишиной и патриар хальностью, уводили поэта — и читателя вслед за ним — не к настоящему, а к прош лому этой деревни, к тем сторонам ее действительности, которые умирали или давно умерли. Лучшие его стихи дают основание счи тать, что поэта заботила мысль о нераз рывности дня сегодняшнего со вчерашним, кроны с корнями, современности с исто рией. Но таких стихов, к сожалению, было не так уж много. Зато очень многие из них все-таки свидетельствуют о другом — о стремлении поэта уйти не . столько в историю, сколько в древность и патриар хальность. В зб егу н а холм и у п ад у в тр аву . И древн остью п овеет в д р у г из до л а! — говорит он с отрадой. И чтобы уж не бы ло- никаких по этому поводу сомнений, уточняет: Л ю б л ю твою , Р о сси я, стар и н у , Твои л еса, погосты и м о л и твы ... Этому уходу поэта в прошлое способст вовало не только победное шествие по земле НТР с ее неизбежным вторжением в устоявшуюся тишь глухомани, но и, как это ни парадоксально, стремительно вхо дившая в моду часть молодой поэзии тех лет, тяготевшая к теме города и безогляд но приветствовавшая приход века техники со всем, что несла она, техника, миру при роды и миру человеческой души. В част ности, поэзия А. Вознесенского, наиболее известного и преуспевающего представи• 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2