Сибирские огни, 1986, № 4
В се ж е зд е сь б р ев ен ч аты е стены В п о л у тьм е н авесо в и дворов В скоре в ски н у т м ач там и антенн ы И п р о тян у т сн асти п р о в о д о в ^. И вот поэт видит уже новью разбужен ную сибирскую землю, проснувшуюся и тянущуюся к свету новой жизни, еще недавно спавшую вековечным сном таеж ную глухомань. В вей с тар у х за п у ги в ал и черти — В ней теп ер ь д ер евн и н ая в у П о ночам на р ад и о ко н ц ер те С л у ш аю т д ал ек у ю М оскву. То, что стихи эти, написанные на следую щий год после выхода книги «Провода в со ломе», появились под явным влияни ем ее, факт несомненный, о чем свидетель ствует и сама сюжетно-тематическая струк тура стихотворения, и все аксессуары ново го быта, рассыпанные в произведении поэта. Надо, однако, сказать, что Е. Забелин, ви димо, понимая это, не ограничивается пере числением лишь названных примет нового в жизни деревни. Он продолжает рассказ, вводя в него приметы нового, характерные именно для Сибири: П о ту ск н ев в п р ед у тр ен н ем ту м а н е, Р а зл е гл и с ь сугроб ы б ез гран иц. Ч ер ез них л етя т аэр о сан и В ерен и ц ей п ерелетн ы х птиц. Мало того: М олоды е л ы ж н и ки по селам Н ач и н аю т зв езд н ы й свой п робег... Но надо сказать и о том, что, сбиваясь на простое перечисление примет нового, Е. За белин, к сожалению, теряет чувство меры, отчего стихотворение чрезмерно растяги вается и, в конце концов, сбивается на рито рику. Появляются строфы вроде: «Жизнь идет в Республике Советов, чтобы с песней строить города». Или: «Жизнь идет упрямы ми шагами, оставляя слабых позади». Оста новись поэт вовремя, стихотворение сохра нило бы большее эмоциональное напряже ние и энергию. Тем не менее, и в этом его виде, оно имело важное значение для твор ческого пути Е. Забелина. Оно явилось той точкой на пути молодого поэта, на которой он сделал первый поворот в сторону нового входящего в жизнь сибирской глубинки Вообще же, говоря о влиянии м Исаков ского на нашу поэзию 30-х и более поздних годов, следует подчеркнуть, что оно было гораздо шире и глубже, чем до сих пор го ворилось об этом в критике. О его прямом влиянии на свое творчество, особенно на раннем этапе, не раз совершенно опреде ленно указывал А. Твардовский. Об этом же говорили и белорусские поэты А. Куле шов и П. Бровка. О плодотворном влиянии поэта-песенника на их творчество могли бы сказать и многие другие русские поэты творчески усвоившие его уроки и заветы. ’ * * * Несколько важных уроков с неизбеж ностью вытекают из опыта работы Михаила Исаковского над книгой «Провода в со ломе». Первый. Предмет поэзии не существует отдельно от жизни, не находится вне ее 158 и, тем более, над нею. Он всегда рядом с нами, в гуще повседневной народной жиз ни, в ее буднях и быте, в ее повседневном течении. Он растворен в этой жизни. Он — сама эта жизнь, в каждодневных ее под робностях, лишь до времени не восприни маемая нами как предмет и источник поэзии. Следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы понять это. Второй. Поэзия повседневной жизни лишь тогда может быть признана достойной внимания широкого читателя, народа, лишь тогда может стать его опорой и оружием, когда она воспринимает и воспроизводит эту жизнь в движении, в развитии, когда она улавливает тенденции обновления жиз ни и тем способствует этому обновлению. Под флагом этих законов развивалась вся передовая русская поэзия. И напоми нать о них приходится только потому, что наряду с выполнением этих законов в поэзии всегда наблюдались и наблюдают ся и их нарушения. Не является в этом смысле исключением и современная поэзия, в том числе так называемая «деревенская». Нет необходимости говорить о достоин ствах поэмы А. Твардовского «Страна Муравия», являющейся до сих пор верши ной в ряду лучших достижений нашей поэзии о деревне: достоинства эти самооче видны. И десятилетия, прошедшие со дня появления поэмы, лишь подтверждают это. Поэма явилась талантливейшим откликом на те социальные и психологические потря сения, которые переживала деревня в пору коллективизации. Вторая волна подъема интереса советской поэзии к деревне началась еще в ходе Великой Отечественной войны и сразу пос ле нее. Она была вызвана тем героическим воинским подвигом вооруженного народа, большинство которого составило крестьян ство, и тем поистине героическим трудовым подвигом, который совершила колхозная деревня в тылу, а также теми немыслимы ми потерями, которые она понесла в эти годы. Не говоря уж о действительно все народном желании увидеть эту деревню возрожденной. Наиболее значительным достижением в ряду произведений о послевоенной дерев не явилась поэма А. Недогонова «Флаг над сельсоветом». Заметным событием явились также поэмы Н. Грибачева «Колхоз «Боль шевик» и «Весна в «Победе». Однако, на ряду с достоинствами, поэмы эти несли в себе и существенные недостатки, харак терные для части литературы тех дней о деревне. Спеша приблизить к . исстрадав шейся за годы военного лихолетья дерев не ее лучшее будущее и как бы пред восхищая его, авторы этих произведений выдавали иногда желаемое за действитель ное, а самую действительность приукраши вали. Недаром один из наиболее чутких к правде среди них — А. Яшин, круто пере смотревший'позднее свое отношение к дей ствительности,— не включал также стра давшую названными недостатками поэму «Алена Фомина» в последующие переиз дания. В шестидесятые годы, на фоне партий ных и государственных решений о дерев не и аграрной политике тех лет, на фоне новых задач, вставших перед деревней, которая проводила многих своих сынов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2