Сибирские огни, 1986, № 4
этому случаю. Но в торжестве своем сель ский житель, бывало, особенно на первых порах, принимал понятие «общенародное» как «ничье». И вот уже идет повальная об лава на речную живность или ничем не регламентируемая самовольная порубка ле са для личных нужд. Поэт быстро подметил это тревожное явление, эту, как говорили тогда, отрыжку частнособственнической психологии. Так появились стихи «О гибну щих лесах»: Д о у тр а стоит и ш ум и гром — В ели кан ы п ад аю т л есн ы е.— Б у д то грозны й ветер-бурелом . Р азо ш л а с ь к р е стьян с к ая стихия. Устремляясь навстречу городу, его свету и науке, его материальной культуре, выра жающейся прежде всего в тех «умных» машинах, назначение которых — облегчить вековечный физический и, не в последнюю очередь крестьянский, труд, сельский жи тель не всегда дожидался прихода всего этого в деревню. Часто он просто уходил в город, оставляя деревню, порывая с ее корнями и укладом. Процесс в аграрной стране, какой была тогда Советская Россия, решившая стать страной индустриальной, во многом объективно закономерный. Но процесс сложный и отнюдь не безболевой, в первую очередй для самой деревни. И мотив ухода из родных мест, мотив прощания с ними и возвращения к ним_ чаще всего в думах и чувствах бывшего сельского труженика, ставшего вдруг горо жанином,— на значительное время стал од ним из мотивов части советской литерату ры, и поэзии особенно. Не прошел мимо не го и Михаил Исаковский, законный сын де ревни, в силу обстоятельств, а точнее в силу писательского и журналистского таланта, востребованный городом, ставший одним из новых, пришедших из деревни и не могущих забыть об этом, горожан. У него есть прек расное стихотворение «Все та же даль.,.», лирический герой которого с горечью осоз нает свою оторванность от родной деревни и вековых ее корней. М не говорил на сх о д к е бородач: — Т ебе не б ы ть у ж бо л ьш е д еревен ски м Б ез черного тр у д а и н еуд ач Ты п р о ж й в еш ь. В аси льи ч, и в С м олен ске... Конечно, речь «бородача» и еще более его представления о городской жизни наивны, но это и естественно: откуда же ему знать о нелегком городском труде, всю свою жизнь знавшему лишь «черный труд» крестьянина? Тем не менее, лирический герой стихо творения не возражает собеседнику. Духов ные потери, сопряженные с утратой своей принадлежности деревне, неминуемо выте кающие для него с его уходом в город, значительнее тех ' приобретений, которые ждут его. В ответ ем у я ти хо броси л: — П усть! • Я зн аю са м , что м не не сеять х л еб а!.. И за к а ч а л а с ь п р ед гл а за м и грусть, Т а к а я гр у сть — ш и р о к ая, к а к небо. И далее лирический герой, или — в этом случае — автор, признается: К о гд а ж е в ночь н ад городом луна Г уд и т ш и роким п олевы м н аб ато м . М еня зо вет р о д н а я сторона. О п ять зо в ет к д ы м ящ и м ся за к а т а м ... Зачем же? Уж не затем ли, зачем она звала Есенина да и сейчас зовет некоторых наших современных гіоэтов-«деревенщиков», чтобы по сложившейся традиции автор вос пел те стороны деревенской действитель ности, которые наиболее глубоко ушли в прошлое и потому давно уже стали при вычными ее символами, легко ложащимися в тоскливую строчку стиха?.. Прямого ответа на этот вопрос в данном стихотворении нет. Оно заканчивается при мечательными строками: Я п о тер ял к р естьян ски е п р ав а. Н о н ав се гд а о с тал ся д ер евен ски м ... Признание грустное, но глубоко человеч ное и понятное. И содержащее в себе про грамму авторского поведения, которая, мы знаем, стала для него пожизненной: считать себя в городе должником и полномочным представителем деревни. Примерно в то же время поэт пишет дру гое стихотворение — «Матери», где есть такие строки: Н е д у м ай , м ать, об у б е ж а в ш е м сы н е,— Я лучш и х д н ей у ж и зн и не прош у. В сегд а, в сегд а к О к тя б р ьс к о й го д о вщ и н е Я б л а го д а р н ы е сти хи пиш у. П иш у про те ск р и п у чи е п о л ати . Г де по ночам в о р о ч ал ас ь н у ж д а . П и ш у о том , к а к к н аш ей н и зко й х ате П л ы в у т огни по м ед н ы м п р о в о д ам ... Они и являются ответом на вопрос, мо гущий возникнуть при чтении стихотворения «Все та же даль...». Книга «Провода в соломе» — вся о новой советской деревне, делающей первые шаги навстречу своему социалистическому буду щему, которое должно было перестроить деревню и деревенского жителя, приблизив их к городу. Книга радостная именно от предчувствия встречи с этим будущим. И светлая, как то прозрачное, чистое и свет лое, отстоявшееся в глубине народного сердца, слово, которым написана она. В этом и состояла главная новизна поэзии Михаила Исаковского, поэзии, которая, при всей кажущейся простоте стиха, вовсе не так проста. Кстати, это в полной мере под твердила и та позиция, которую заняла по отношению к книге литературная критика того времени, еще не осознавшая во всей глубине происходивших в деревне процессов и потому не понявшая главного содержа ния книги. И если бы не «Рецензия» А. М. Горького на страницах «Известий», сумев- шего увидеть в молодом поэте талантливого певца новой жизни, судьба книги, да и все го начала творческого пути ее автора, как мы теперь понимаем, могла бы сложиться по-иному. А. М. Горький писал: «Михаил Исаковский — не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и дерев- ня — ?ве силы> которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну непо- боримую творческую силу...» * * * Удивителен путь, который проделал М. Исаковский от первых стихотворных выступлений до «Проводов в соломе». Хотя неустанное ..стремление к лирической и ■пси 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2