Сибирские огни, 1986, № 4
вающихся начал и составляло ту особен ность песни, которая и поразила, и запом нилась мне. Чтобы в полной мере понять впечатле ние, произведенное на меня песней, надо знать, что мы пели тогда. Люди моего поколения, очевидно, помнят те песни, но тем, кто моложе, следует хоть несколько слов сказать об этом. Мы пели — и на различных клубных вечерах, и в школьной самодеятельности— о последнем парижском коммунаре и о русских колодниках. У революции, совер шенной всего полтора десятилетия назад, еще не сложился свой репертуар,— и при ходилось петь песни, созданные предыду щими революциями. Были, правда, и другие песни. Только что появилась «Песня о встречном» на слова Бориса Корнилова: Н е спи. в ставай , к у д р явая! В ц ех ах звен я. С тр ан а в ста ет со славою Н а встречу д н я ... Это было хорошо хотя бы уже потому, что было созвучно эпохе. И молодо. Но мы, то есть я и мои ровесники, были еще моложе. И для нас понятие «кудрявая» оставалось пока далеким от конкретного наполнения, и поэтому — весьма условным и расплывчатым. А главное, мы не умели разделить двух первых строк припева, соз дававших как бы один произносимый пе риод и невольно певшихся или деклами- ровампихся нами, несмотря на знаки пре пинания, вместе, на одном дыхании И потому, так именно и читая их — вместе и слитно, мы не могли уразуметь, каким это образом должна была «вставать куд рявая, в цехах звеня». Был еще и «Комсомольский марш» на слова Александра Безыменского, тоже часто исполнявшийся тогда: В п еред ж е, по солнечны м реям Н а Ф абрики, ш ахты , суда! м ? , о кеан ам и стр ан ам р азвеем М ы ал о е зн а м я тр у д а ... Это тоже звучало молодо и отвечало своим пафосом тому настроению, которым жили мы. Но и тут было не все понятно О фабриках, шахтах и судах мы, особенно те, кто сидел за школьной партой хотя знали лишь по книгам, но все же знали. А вот как на эти самые фабрики и шахты куда нас приглашал поэт, пройти «вперед же, по солнечным реям», это было для нас, еще не искушенных в науке об «услов ности искусства», непостижимо. И уж совсем ни с чем конкретным, знае- мым нами, не сопоставлялась песня на слова Владимира Кириллова: Герои, ск и тал ьц ы м орей, ал ьб атр о сы З а с то л ь н ы е гости гром овы х пиров, ' О рл и н о е п лем я, м атросы , м атросы , в а м п еснь о гн е ва я руби н овы х слов... Подобные условно-романтические стихи и песни были далеки от моего и моих ро весников мало искушенного сознания, хотя, как все, я пел или читал их на на ших литературных или праздничных школь- •ыых вечерах. Я не мог сблизить их пафос со своим конкретным, житейским чувство ванием и мироощущением. Умение увидеть в искусстве конкретное выражение жизни 152 за условным ее обозначением было мне еще неподвластно. Это произошло позд нее. А тогда, как я уже сказал, не прохо дя мимо этих стихов и песен, я, как, види мо, и многие другие, сам о том не подозре вая, ждал чего-то иного, того, что было бы родным и близким мне не только пафосом своим, но и формой конкретного выраже ния этого пафоса, этой сути нового. И вот это, другое, как я, может быть, еще и не вполне осознанно, понял в тот летний вечер, пришло. Пришло в образе песни Владимира Захарова на слова Ми хаила Исаковского «От избы и до избы», исполненной русским народным хором имени Пятницкого. Хотя то, что музыка этой песни принадлежит Захарову, а сло ва Исаковскому, я тот раз узнать не мог, поскольку переступил порог дома, когда песня уже исполнялась. Я узнал об этом несколько позднее, после второй или тре тьей трансляции песни, которая передава лась тогда по радио довольно часто... А узнав имя поэта, стал искать его стихи. Не сразу, но я разыскал их. В районной нашей библиотеке нашелся один сборник стихов поэта. Это была его книга «Прово да в соломе». * * * Чтобы понять все новаторское значение поэтического творчества Михаила Исаков ского, совершенно определенно выразив шееся в его первой книге стихов «Провода в соломе», вышедшей в 1927 году, следует вспомнить состояние тогдашней нашей поэзии, обращавшейся к деревне. Недос татка во внимании со стороны поэзии к земле и человеку на ней не было уже и тогда. В 1923 году вышел том стихов Петра Орешина «Ржаное солнце», в 1925 году — его же книга «Соломенная плаха» и книга стихов Ивана Доронина «Лесное комсомолье». Несколько книг о деревне вышло в 1927 году: «Первый сбор» Ивана Доронина, «Теплый говор» Василия Насед кина, «Родник» Петра Орешина, «Зем ное» Павла Радимова. В 1928 го ду появилась поэма Ивана Доро нина «Тракторный пахарь», а также книги стихов Ивана Приблудного «Тополь на камне» и Павла Радимова «Деревня». Все это были стихи не просто о деревне, но де ревне советской, современной, о чем гово рят хотя бы названия книг того же Ивана Доронина — «Лесное комсомолье» и «Трак торный пахарь». Но стоит перелистать эти книги, чтобы убедиться в том, как далеки они были от решения глубинных проблем, переживае мых русской деревней той поры. Шло ре шительное размежевание сельской общины на противоборствующие лагери — бедно ты и кулачества — с их стремлением к за хвату влияния и фактической власти в де ревне. Появлялись первые сельские комму ны и различные кооперативы. Одновремен но шел процесс, получивший позднее на звание «смычка города с деревней», опре делялось все большее тяготение деревни к городу, к знанию и свету, ко всему пере довому, что олицетворял собою город. Этот процесс затрагивал не только сферы социальные и экономические, но также нравственные и психологические. И шел он нелегко и непросто.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2