Сибирские огни, 1986, № 4
Это, конечно, не значит, что, обладая столькими способностями и достоинствами, Соболев отрывается от масс, стоит над ними. Как раз нет — убеждает нас писа тель многими эпизодами,— он не упус кает ни одной возможности тесного об щения с людьми, постоянно стремясь по черпнуть от них что-то ценное. Собственно, здесь уже позиция Антона Соболева, один из важнейших принципов его работы. Он убежден, что «как ни когда, сегодня важна инициатива. Ини циативные люди — самый ценный капи тал». Но это еще и позиция автора ро мана «Грядущему веку», который всем ходом повествования утверждает, что инициативность снизу доверху, предельная жизненная активность каждого члена на шего общества есть залог социального и экономического прогресса. Не случайно Соболев делает Угрюмову- Вьюжину по поводу выведенного им в ро мане некоего среднего секретаря райкома такое вот характерное замечание: «...Я бы на вашем месте взял лучших». И поясняет: «Вы пишете образ эпохи. И сам вы не толь ко сын этой эпохи, а ее творец. Следователь но, вы не просто регистратор событий и нравов, вы пристрастный летописец своих дней... А ведь все лучшее нашего времени воплощено в лучших людях, в наших современниках... Взяв среднего, вы неволь но упростили свою художественную за дачу». В словах Антона Соболева заложено собственное • понимание автором романа «Грядущему веку» того, на какого героя должна ориентироваться современная ли тература, какими руководствоваться целями и задачами. Творческая эта убежденность, которую Г. Марков вынашивал не одно десятилетие, создав ряд запоминающихся образов людей, живущих во славу и благо родной земли, ныне подкреплена и со ответствующими партийными документами. Так, в постановлении ЦК КПСС «О творче ских связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» прямо говорится о необхо димости создания положительного героя, который бы воспринимался «как художе ственное открытие, влиял на поступки людей». Не будем утверждать, что все удалось как, в целом, в романе «Грядущему веку», так и в образе Соболева, в частности! Многое в этом произведении изображено достаточно тенденциозно, с налетом идеали зации. Во всяком случае, Г. Марков, как зеницу ока, бережет безупречно-положи тельное реноме своего героя, предлагая читателю «человека без помарок», всячески, в то же время, ограждая его от сопротив ления среды и создавая ему «благоприят ные» условия. Впрочем, роман «Грядущему веку» пока не завершен. Прояснятся, видимо, многие его коллизии, более рельефно очертятся характеры героев, в том числе и Антона Соболева, которому, естественно, пока не удалось раскрыться до конца. Но уже сей час совершенно очевидно, что именно таким, как Соболев, как люди его созидательной энергии, увлеченности, беззаветной пре данности коммунистическим идеалам, отдает Г. Марков свои безраздельные сим патии художника и гражданина, наделяя их добрым и ясным светом. Он уверен, что именно такие, как Антон Соболев, начиная разбег в нашем настоящем, продолжатся в будущем, уже сегодня становясь пред вестниками «грядущего века», достойными преемниками партийной гвардии, утвер ждавшей в боях революционные идеалы... Творчество Г. Маркова давно стало примечательным явлением советской лите ратуры, вошло в плоть и кровь нашей мно гонациональной культуры. Его произведения обретают сценическое воплощение, экра низируются, становятся достоянием огром ной телевизионной аудитории. А истоки этого подлинно всенародного признания в том (как совершенно справедливо под метил один из исследователей творчества Г. Маркова С. Смоляницкий), «что произ ведения писателя открыли читателю с наибольшей широтой охвата и глубиной проникновения в действительность ту рву щуюся к новой жизни, революционную, борющуюся, созидающую, сказочно ме няющуюся социалистическую Сибирь, ко торая ранее с такой полнотой не была отражена в художественной литературе»1. И многомиллионный почитатель таланта Георгия Мокеевича Маркова с надеждой и неизбывным интересом ждет от писателя новые страницы его «сибирианы», которые, безусловно, еще больше расширят, углубят, сделают еще более яркой, зримой создавае мую художником эпическую картину совет ской Сибири. 1 С . С м о л ян и ц ки й . Н а зе м л е отц ов. М ., «С о вет ский п и сател ь» , 1978, с. 276. Ф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2