Сибирские огни, 1986, № 4
о Федоте Безматерных. Но в том же ро мане «Сибирь» можно вспомнить друго го таежника — Степана Лукьянова, ко торый в свое время был проводником в экспедиции академика Лихачева, а по том, сохранив, передал Акимову его записи и дневники, имевшие огромную научную и государственную ценность. Эти же люди, рискуя жизнью, помогают Акимову бежать из ссылки. Подобный же пример безоглядной веры в научное предвидение и самоотверженной беско рыстной помощи делу науки можно при вести из романа «Соль земли», где Алек сею Краюхину едва ли бы удалось вы полнить свои планы без Михаила Лиси- цина и его дочери Ульяны. И немало еще доказательств такой взаимообразной связи научной интелли генции и простого народа можно найти в произведениях Г. Маркова. Глубоко осознанный историзм предоп ределяет и художественно-образующую структуру творчества Г. Маркова: эпи ческую широту и объемность, многопла новую сложность поставленных идейно эстетических задач... Можно, правда, сразу же возразить, что Г. Марков — автор не только круп ных эпических полотен, но и небольших повестей и рассказов, более локальных по охвату событий и камерных по звуча нию. Вспомним его повести «Орлы над Хинганом», «Завещание» или рассказы «Земля Ивана Егорыча», «Тростиночка на ветру». Действительно, в них перед нами пред стает уже несколько иной Г. Марков: лиричный, какой-то, быть может, более задушевный. Ощутимей в «малоформат ных» вещах писателя и личностное на чало. Что ж, можно, конечно, удивиться не ожиданной метаморфозе литератора ярко выраженного эпического склада, но, если подумать, удивляться, в общем-то, и не чему. Сменив жанровую форму, Г. Мар ков при этом в сути своей,* все-таки, почти не меняется. Стоит только чуть внимательнее присмотреться, и без труда обнаружится, что и в малых прозаичес ких формах писатель предлагает ситуа ции и характеры скорее эпического, не жели лирического плана, и разрешает он судьбы своих героев (пусть на каком- то более ограниченном событийном и временном отрезке) чаще эпическими средствами. Так же, как и основных пер сонажей романов Г. Маркова, героев его повестей при всей их непохожести отли чает глубокая сопричастность с делами и заботами всей страны, стремление осоз нать себя и свою роль на великом исто рическом пути России. При всем том, надо сказать, весьма активно в творчестве Г. Маркова про является и лирическое начало, которое, как правило, достаточно органично впле тается в эпическую ткань произведений писателя. Й , все-таки, подчеркнем это снова, по зду своего дарования Г. Марков — писатель эпический. Не случайно, что и заявил-то он о себе в полный голос в начале своей..литературной дороги имен 148 но крупномасштабным романом. Как не случайно и его собственное признание, сделанное в одном из писем другу комсомольской юности А. Смердову: «Все время испытываю тягу к большому. Тя нет на роман, на повесть — где можно высказаться вволю»’. (Письмо было на писано, когда Г. Марков служил кор респондентом армейской газеты «На бое вом посту», на Забайкальском фронте; впереди — пока еще не дописанные «Стро- говы», «Орлы над Хинганом», в основу которых легли впечатления четырехлет него пребывания в Забайкалье и участие в разгроме японского милитаризма; впе реди — вся писательская судьба). «Тягу к большому» Г. Марков испы тывал и испытывает не только от ес тественного желания «высказаться вволю». Постоянная нацеленность на «большое» соответствовала к тому же и масштабу личности самого писателя, величине его литературного и общественного дарования, все расширяющемуся кругу поистине дер жавных забот, одно перечисление кото рых (первый секретарь Правления Союза писателей СССР, депутат Верховного Со вета СССР, председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям) займет немало места. Большого разго вора требовала от писателя и сама Си бирь, которую Г. Марков все глубже постигает в многочисленных поездках по ней по литературным и депутатским де лам, встречах с теми, кто прокладывает норые дороги, добывает нефть, заготав ливает лес, растит хлеб. Все это, впрочем, Г. Марков считает для себя как художника совершенно естественным и необходимым. Размышляя о роли писателя в текущем жизненном процессе, в статье «Среда, знания, труд» он пишет: «Недостаточно лишь наблю дать жизнь, вдыхая ее запахи, любовать ся ее колоритом и таким образом духов но обогащаться. Непременно должен на- і ступить час, когда ты обязан вмешать ся в жизнь своей среды, начать действо вать, бороться. Только в этом случае в наше время ты станешь художником». В этом высказывании весь Г. Марков с его неприятием равнодушия, пассив ности, с его жаждой деятельности, на целенности на борьбу со всем, что нам мешает жить. Оттого и произведения его, как правило, полны динамизма, вы сокого социального пафоса, публицисти ческой заостренности. Своим словом пи сатель активно вмешивается «в жизнь своей среды», отстаивая, скажем, идею комплексного использования природных богатств Сибири, которая возникает у него едва ли не в каждом романе, или же прилагая огромные усилия в создании облика партийного руководителя, отве чающего задачам и запросам времени. Все это нашло свое заметное отраже ние в новом, еще не законченном ро мане «Грядущему веку», завершающем «сибирскую эпопею». (В критике данное произведение пока еще не получило ши рокого освещения, поэтому, наверное, не-1 1 А. С м ер д о в. М ер а ж и зн и и п р а в д ы . « С и б и р ски е огн и » , 1981. № 4. с. 169.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2