Сибирские огни, 1986, № 4
В командировках по своей стране Печатников даже не думал о жилье и еде. Его устраивали любые номера и любая еда—лишь бы были. Тем более что он, доктор технических наук, главный конструктор большого машиностроительного завода, останавливался по обыкнове нию в хороших номерах и кормился в хороших ресторанах. Язва дома, а своим домом он считал весь Советский Союз, его обычно не бес покоила. За границей, как назло, она оживлялась и напоминала о себе сразу же. — Ответная реакция на чужой мир,— шутил Печатников. Чем чаще всматривался в этот мир главный конструктор, тем мень ше он ему нравился. Он не нравился ему беспощадностью человеческих отношений. Формальное уважение при полном пренебрежении к лич ности. Ты личность, пока платишь. Но так как Петр Николаевич йе мог- за границей утверждать себя принятым здесь методом, то ему оставалось одно — поскорее заканчивать дела и спешить домой, где все было, по его разумению, значительнее, сложнее и проще. Когда появлялась возможность поехать, Печатников не кокетни чал, ездил, извлекая из каждой командировки максимум пользы. Он выуживал .информацию из блестяще оформленных, но предельно про веренных, выжатых проспектов, из споров, докладов, реплик, патентов, из рекламы, из чужого интереса к нему и его работе. Он хлебосольни- чал на последние марки, угощая дотошных инженеров таких западных фирм, как «Шисс», выверяя в разговорах с ними свои конструкторские решения. Он восхищался их двухэтажными домами, искренне, впрочем, считая, что его трехкомнатная квартира в завод ском поселке гораздо уютнее, хотя у него, конечно, не было в подва ле автоматической котельной, прачечной, а в комнатах стеллажей, за ставленных не книгами, а бутылками с редкими винами, как не было и огромной гостиной с паласом, в котором тонули ноги, сада с беско нечными розами и газоном, который еженедельно подстригался с лю бовью владельцем всего этого, и, конечно, с решетчатым мангалом для гриля. И уж, разумеется, не было у него неработающей жены. Его Лиза, программист, видимо, возмутилась бы, если бы он предложил ей не работать. За границей Печатников комплиментил по мелочам быта, сервиса, но даже в том случае, когда основания имелись, не хвалил станки и прессы, насосы и другую продукцию фирм, с которыми вольно или невольно соперничал его родной завод на мировом рынке. Не потому, что свои машины были не хуже. Нет! Печатников знал, как долго у него дома ущемлялся быт и сервис для того, чтобы развить именно машиностроение, во многом обеспечившее стране нынешние независи мость, величие, могущество. Жертвы, принесенные во имя этого необхо димого величия, воспитали в*нем гордость и сдержанность. Как конструктор и как гражданин Страны Советов, Петр Никола евич Печатников считал своей 'личной обязанностью проектировать и выпускать машины, отвечающие мировым образцам. Весь его авто ритет, талант, вся его взрывная энергия обращались против того, что снижало уровень машиностроения, ослабляло конкурентоспособность. Он становился врагом и людям, и делу, если они тормозили развитие. В этой вражде он испепелялся, сжигал себя, но не отступал. И чем больше тормозилось развитие, тем меньше оставалось жить Пе чатникову. Очередное странное увлечение Печатникова — гидрокамера — вы зывалось острой необходимостью: отставание литейки лихорадило про изводство. Технологи все чаще «рубили» чертежи конструкторов, ссыла ясь на недостаточные мощности литейного цеха, на «непроходимость» по литью. Кроме того, гидрокамера давала еще одну возможность вый ти конструкторам на стыки, расширить их диапазон и просто прове рить ребят не за кульманом, не за расчетами, а в достаточно черно вом деле. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2