Сибирские огни, 1986, № 4
умение видеть события в их исторической взаимосвязи и перспективе. Любопытна в этом плане эволюция его отношения к творчеству Вяч. Шишкова, которого, не боясь ошибиться, можно счи тать одним из главных литературных учителей Г. Маркова. Сначала, по призна нию самого же Г. Маркова, было слепое преклонение перед магией великого таланта, но мало-помалу стали возникать робкие возражения, постепенно переросшие во внутренний принципиальный спор с клас- сиком. Против чего же в творчестве Вяч. Шишкова протестовал Г. Марков? Прежде всего против безысходности и тоски, бес просветности существования сибирского крестьянства, мастерски изображенных писателем; против пессимизма большого художника, его, быть может, неосознанного неверия в будущее Сибири. «Люди остаются людьми. Даже в самых глухих селениях встречались крестьяне и крестьянки, воплощавшие в себе народную мудрость, обладавшие светлым разумом, выступавшие против дикости, царившей в быту»,— говорит Г. Марков в публици стической статье «Слово о Шишкове», утверждая, что «чудеса героизма, стойкости и преданности идеалам новой жизни, которые проявляли сибиряки в борьбе за советскую власть, не могли возникнуть на пустом месте». Как видим, социально-политическое и идейно-художественное мироощущение Г. Маркова складывается из иных, нежели у Шишкова, посылок, приобретает иной оттенок и иное направление. Сказалось, конечно, и то, что, начав свой творческий путь уже в послереволюционное время, Г. Марков прошлое, настоящее и будущее Сибири рассматривает с позиций освобож денного революцией народа. Вот почему, в отличие от того же Вяч. Шишкова, произведения Г. Маркова проникнуты исто рическим оптимизмом, верой в грандиозное будущее родного края, в неограниченные возможности людей, его населяющих. И такой вот, подлинно классовый, подход к жизни и судьбе бывшей царской окраины станет определяющим в творчестве Г. Мар кова, наметит две основные, взаимосвязан ные, одна другую развивающие и допол няющие мысли, которые свяжут все романы «сибирской эпопеи»: о развитии революционного самосознания сибирского крестьянства в эпоху трех революций и о непрерывности революции, преемствен ности поколений в борьбе за утверждение ее идеалов. Мы видим, как приходит к революции, преодолевая собственные темноту и отста лость, главный герой «Строговых» Матвей Строгов. Но знакомимся мы у Г. Маркова и с другими, такими, как Иван Акимов или Катя Ксенофонтова из романа «Сибирь», которые предстают уже сложившимися идейно и политически, революционерами- подполыциками. И если одни (Матвей Строгов) только еще постигают революцию, поднимаясь до ее понимания из глубин на родной жизни, то другие (Акимов, Ксе нофонтова), наоборот, вооруженные пони манием революционных задач, активно познают эту народную жизнь. Однако тех и других накрепко объединяет созидатель ный пафос революции, ее великая цель — борьба за полное освобождение п светлое будущее народных масс. Романы «сибирской эпопеи» Г. Мар кова имеют один корень, взросли на одной почве, вращаются в принципе вок руг одних и тех же магистральных проб лем жизни Сибири во всех трех ее из мерениях. Развитие, движение «сибир ской эпопеи» идет одновременно и вширь, и вглубь. Если «Соль земли» и «Отец и сын» в той или иной мере продолжа ют^ «Строговых» — новые поколения (Мат вей и Артем Стороговы, Алеша Бастры- ков) как бы принимают эстафету у своих дедов и отцов, дальнейшими своими поступками доказывая состоятельность и непреходящую актуальность идеи о непре рывности революции и преемственности по колений за утверждение ее идеалов, то в романе «Сибирь», отражающем при мерно тот же исторический период, что и «Строговы», происходит углубление ху дожественного исследования тех условий и предпосылок, которые способствовали возникновению и укреплению револю ционного сознания сибиряков. Более того, настоящее в романах Г. Маркова постоянно поверяется прошлым, и без прошлого, глубоко убежден писа тель, нет будущего. И прошлое для Г. Маркова — не просто абстрактная временная категория. Прошлое концентри руется и конкретизируется в истории народа, в его огромном и разнообразном опыте. А поверять настоящее прошлым, готовя почву для будущего, — это зна чит постоянно обращаться к великому опыту народному, его житейским зна нию и разуму. И в «Соли земли», и в романе «Гря. дущему веку», и особенно, пожалуй, в «Сибири» убедительно показано, напри мер, как, обогащаясь народными наблю. дениями и опытом, вызревала и реализо вывалась идея освоения богатейших при родных богатств Сибири. Так, в «Соли земли» один из центральных персонажей романа Алексей Краюхин, основываясь на краеведческих наблюдениях таежников, прежде всего — отца, ведет в бесперспек тивном, по мнению многих кабинетных ученых, районе разведку полезных иско паемых и добивается успеха. В романе «Грядущему веку» писатель знакомит нас с интереснейшей личностью, геологом-са мородком Софронниковым, который в своих оценках и прогнозах, так же исхо дит главным образом из народных при мет и наблюдений А какую неоценимую помощь оказывает Ивану Акимову ста рый охотник Федот Федотович Безма терных. С его помощью, по его точным и метким наблюдениям, благодаря его дос кональному знанию местной природы сос тавляет молодой ученый-революционер, сосланный в эти края, уникальную кар ту, собирает ценнейшие для дальнейшего изучения Сибири данные. Здесь, правда, обнаруживается и своег образная обратная связь. Простые люди из народа прекрасно осознают, насколь ко важна работа ученых в деле освоения природных богатств, и всеми силами ста раются ей помочь. Выше уже говорилось 147 6 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2