Сибирские огни, 1986, № 4
ришей романтиков». Молодежь города бы ла от спектакля в восторге и многие смот рели его по нескольку раз. Я это хорошо видел, так как во время последней картины «сцены самодеятельности», которая шла при освещенном зрительном зале, сидел по указанию режиссера среди зрителей, отту да выходил на сцену, когда «представле ние» прерывалось Тишечкинцм, недоволь ным критикой в его адрес. Конечно, режиссер понимал, что если «Романтиков» ставить по обычным теат ральным канонам,— это был бы скучный и никому не нужный спектакль. Поэтому он не только многое перекомпоновал в пьесе, но и многое дописал, развил и как режис сер и, можно сказать, как соавтор. Суслович с большой изобретательностью и фантазией использовал в своем спектакле музыку и вокальные номера, шумовое оформление и световые эффекты, постано вочные трюки. А от каждого исполнителя добивался пластичности и четкости в ри сунке каждой роли, четкости в мизансце нах. Будучи большим мастером построения массовых сцен, он разрабатывал их с боль шой тщательностью, добиваясь в них не прерывной жизни каждого персонажа, большой выразительности, скульптурности. Массовые сцены, а их при помощи режис сера оказалось больше, чем в пьесе, были сделаны и отработаны, как блестяще рабо тающий механизм. Достаточно вспомнить сцену в Кремле, вселение приехавшей моло дежи в деревенскую хату, сцену «сна» или «вечер самодеятельности». Суслович, как и Сапожников, всегда искал и делал яркие точки в конце каждой сцены, и особенно в финалах актов. В январе 1958 года мы повезли «Товари щей романтиков» на смотр детских театров в Москву. Почти двадцать лет назад ТЮЗ возил в столицу спектакль «Как закаля лась сталь» тоже в постановке Сусловича! Как-то встретят нас сейчас? Но волнения были напрасными: спек такль прошел с успехом. На обсуждении работы театра (мы вози ли и детский спектакль «Мягкий характер» по пьесе Л. Гераскиной в постановке Л. Луккера) нас в основном хвалили. Но успех спектакля «Товарищи романтики» был особенным. Выступало много критиков, театроведов, актеров, режиссеров. Мне запомнилось выступление В, Плучека, который был в восторге от спектакля, хвалил режиссера, многих актеров, оформление, музыку, хотя и сделал несколько небольших замечаний, с которыми мы все были согласны... Спектакль стал лауреатом смотра, а мно гие актеры, режиссер, композитор и худож ник получили дипломы 1-й степени. Я в тот приезд в Москву был награжден значком «Отличник просвещения». В Новосибирск мы возвратились окры ленные победой... Что ждет нас впереди?.. Куда и с кем мы пойдем дальше?.. Под стук колес поезда в одном из ваго нов «Сибиряка» можно было слышать звон кие молодые голоса: Т овари щ и ром ан ти ки , в есел ы е сер д ц а! Н а зем лю наш у гл ян ьте-ка: Н и кр ая, ни конца. П р о щ ай , лю би м ы й город, П о д р у га, не грусти — П о ку д а сер д ц е м олодо, О но в п ути ... Наступило лето 1960 года. 10 июля ис полнилось тридцать лет со дня основания Новосибирского ТЮЗа. Молодежь, пришедшая в коллектив в пер вые послевоенные годы, заняла ведущее положение в труппе: А. Гаршина, Е. Куто- нова, 3. Лисятина, Л. Метелева, К. Осипо ва, С. Сметанкина, Е. Черепанова, А. Якш, Б. Киселев, В. Кузин, А. Левит, В. Лелеп, Е. Лемешонок, А. Мовчан, П. Сорокин, В. Сухов, В. Ямпольский. Старшее поколе ние в театре представляли артисты: М. Де- мюр, В. Эйрих, Д. Бутенко, Н. Лукьянов, Б. Рожковский, А. Пантюшев. За эти пятнадцать лет у ТЮЗа, как и у всякого театра, были взлеты и падения, удачи и провалы. Но одно для нас было несомненным: после поездки коллектива со спектаклем «Товарищи романтики» в Мос кву Новосибирский ТЮЗ, после столичных детских театров и Ленинградского ТЮЗа, был признан вместе с Саратовским ТЮЗом —-одним из лучших детских театров стра ны. Мы, как говорят в спорте, попали в пятерку сильнейших. Было чему радо ваться, чем гордиться... За эти годы на сцене театра было поставлено более ста спектаклей. Среди них много пьес классического репертуара, сказок для детей, пьес на школьную тему. Но основным направлением в репертуаре театра, его генеральной линией оставалась драматургия героико-романтического нап равления. Театр имел свое лицо, стабиль ный актерский состав. О кончание следует *------ * -------- - 6 С и б и рски е огни «к 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2