Сибирские огни, 1986, № 4

ришей романтиков». Молодежь города бы­ ла от спектакля в восторге и многие смот­ рели его по нескольку раз. Я это хорошо видел, так как во время последней картины «сцены самодеятельности», которая шла при освещенном зрительном зале, сидел по указанию режиссера среди зрителей, отту­ да выходил на сцену, когда «представле­ ние» прерывалось Тишечкинцм, недоволь­ ным критикой в его адрес. Конечно, режиссер понимал, что если «Романтиков» ставить по обычным теат­ ральным канонам,— это был бы скучный и никому не нужный спектакль. Поэтому он не только многое перекомпоновал в пьесе, но и многое дописал, развил и как режис­ сер и, можно сказать, как соавтор. Суслович с большой изобретательностью и фантазией использовал в своем спектакле музыку и вокальные номера, шумовое оформление и световые эффекты, постано­ вочные трюки. А от каждого исполнителя добивался пластичности и четкости в ри­ сунке каждой роли, четкости в мизансце­ нах. Будучи большим мастером построения массовых сцен, он разрабатывал их с боль­ шой тщательностью, добиваясь в них не­ прерывной жизни каждого персонажа, большой выразительности, скульптурности. Массовые сцены, а их при помощи режис­ сера оказалось больше, чем в пьесе, были сделаны и отработаны, как блестяще рабо­ тающий механизм. Достаточно вспомнить сцену в Кремле, вселение приехавшей моло­ дежи в деревенскую хату, сцену «сна» или «вечер самодеятельности». Суслович, как и Сапожников, всегда искал и делал яркие точки в конце каждой сцены, и особенно в финалах актов. В январе 1958 года мы повезли «Товари­ щей романтиков» на смотр детских театров в Москву. Почти двадцать лет назад ТЮЗ возил в столицу спектакль «Как закаля­ лась сталь» тоже в постановке Сусловича! Как-то встретят нас сейчас? Но волнения были напрасными: спек­ такль прошел с успехом. На обсуждении работы театра (мы вози­ ли и детский спектакль «Мягкий характер» по пьесе Л. Гераскиной в постановке Л. Луккера) нас в основном хвалили. Но успех спектакля «Товарищи романтики» был особенным. Выступало много критиков, театроведов, актеров, режиссеров. Мне запомнилось выступление В, Плучека, который был в восторге от спектакля, хвалил режиссера, многих актеров, оформление, музыку, хотя и сделал несколько небольших замечаний, с которыми мы все были согласны... Спектакль стал лауреатом смотра, а мно­ гие актеры, режиссер, композитор и худож­ ник получили дипломы 1-й степени. Я в тот приезд в Москву был награжден значком «Отличник просвещения». В Новосибирск мы возвратились окры­ ленные победой... Что ждет нас впереди?.. Куда и с кем мы пойдем дальше?.. Под стук колес поезда в одном из ваго­ нов «Сибиряка» можно было слышать звон­ кие молодые голоса: Т овари щ и ром ан ти ки , в есел ы е сер д ц а! Н а зем лю наш у гл ян ьте-ка: Н и кр ая, ни конца. П р о щ ай , лю би м ы й город, П о д р у га, не грусти — П о ку д а сер д ц е м олодо, О но в п ути ... Наступило лето 1960 года. 10 июля ис­ полнилось тридцать лет со дня основания Новосибирского ТЮЗа. Молодежь, пришедшая в коллектив в пер­ вые послевоенные годы, заняла ведущее положение в труппе: А. Гаршина, Е. Куто- нова, 3. Лисятина, Л. Метелева, К. Осипо­ ва, С. Сметанкина, Е. Черепанова, А. Якш, Б. Киселев, В. Кузин, А. Левит, В. Лелеп, Е. Лемешонок, А. Мовчан, П. Сорокин, В. Сухов, В. Ямпольский. Старшее поколе­ ние в театре представляли артисты: М. Де- мюр, В. Эйрих, Д. Бутенко, Н. Лукьянов, Б. Рожковский, А. Пантюшев. За эти пятнадцать лет у ТЮЗа, как и у всякого театра, были взлеты и падения, удачи и провалы. Но одно для нас было несомненным: после поездки коллектива со спектаклем «Товарищи романтики» в Мос­ кву Новосибирский ТЮЗ, после столичных детских театров и Ленинградского ТЮЗа, был признан вместе с Саратовским ТЮЗом —-одним из лучших детских театров стра­ ны. Мы, как говорят в спорте, попали в пятерку сильнейших. Было чему радо­ ваться, чем гордиться... За эти годы на сцене театра было поставлено более ста спектаклей. Среди них много пьес классического репертуара, сказок для детей, пьес на школьную тему. Но основным направлением в репертуаре театра, его генеральной линией оставалась драматургия героико-романтического нап­ равления. Театр имел свое лицо, стабиль­ ный актерский состав. О кончание следует *------ * -------- - 6 С и б и рски е огни «к 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2