Сибирские огни, 1986, № 4
Идейный замысел пьесы раскрывает лучше всего главный герой, молодой поэт Алеша Березов, который комментирует про исходящие события: Г р у сть и р ад о с ть . П о б ед а и го рьки й пот. о с е к а к в ск азк е. И все дей стви тельн о. А н ти тези с и те зи с ... А син тез — вот: Ж и зн ь п р ек р асн а, но у д и в и тел ьн а. Пьеса, над которой предстояло работать, после читки Сусловича группе не понра вилась и энтузиазма не вызвала. Претен зий было много: банальность отдельных ситуаций и узнаваемость по другим лите ратурным источникам некоторых образов, схематичность отдельных характеров. Тре вожило и то, что пьеса временами распада лась на ряд плохо сцементированных эпи зодов. Помню, нравились в основном только стихи, которых в пьесе было достаточно много... Но мы, как могли, сдерживали кри тику в адрес пьесы, говорили мягко, боялись огорчить режиссера, понимая, что если он читает, значит, собирается и готов ее ста вить. В заключение читки Рафаил Рафаилович сказал, что, да, пьеса средняя, но тема и идея актуальные и в настоящее время не обходимы и театру, и зрителю. И, не имея в данный момент других вариантов, он по пытается сделать на материале «Романти ков» интересный спектакль. Его откровен ность нас покорила, а убежденность в правильности выбора немного подбодри ла. Кроме того, мы помнили, что история воплощения на сцене драматических про изведений знает немало примеров, когда из посредственной пьесы театры сделали талантливые спектакли. Суслович работал над пьесой, как рабо тает кинорежиссер над сценарием. Многое менял, дописывал, дополнял, сокращал. Для совместной работы из Москвы дваж ды прилетал автор. Слово свое Рафаил Рафаилович сдержал. Он поставил не только нужный публицис тический спектакль, но, обладая неистощи мой фантазией и изобретательностью, при внес в него богатейший арсенал изобрази тельных средств, сделал явлением в жизни театра и города. Режиссер вынес основное действие на авансцену, как бы устанавливая надежный контакт со зрителем. А три игровые сцени ческие площадки (слева и справа на аван сцене и на самой сцене) давали возмож ность непрерывному течению событий от эпизода к эпизоду. Существовавшие в пьесе отдельные сцены в спектакле оказались сли тыми воедино. Лаконичное и сдержанное, хотя яркое и точное по отбору деталей оформление (ху дожник П. Коваленко) давало возмож ность в ряде картин оголять сценическую площадку, создавая тем самым ощущение степного простора. В такой сценографии ре жиссер уходил от камерности и бытовых подробностей. Стремительный ритм спектаклю зада вало неожиданное появление из оркестро вой ямы с песней «Товарищи романтики» всех действующих лиц прямо перед зри телями. Музыку к спектаклю по моему предложению Суслович пригласил напи сать тогда еще только начинающего рабо тать для театра композитора В. Левашова. И музыка не только держала стремитель ный и напряженный ритм спектакля, но и создавала атмосферу жизнерадостности, бодрости и оптимизма. А талантливо напи санные для многих персонажей песни ярче раскрывали характер действующих лиц. Спектакль «Товарищи романтики», я думаю, не будет преувеличением сказать, стал не только этапным в жизни театра, но и одной из творческих вершин 25-летнего существования ТЮЗа. Его полюбили зри тели всех поколений. А в январе 1958 го да, на смотре детских театров страны, мос ковские зрители и критика тепло приняли и высоко оценили работу коллектива. Спек такль был удостоен диплома первой сте пени. И вскоре артисты А. Гаршина, А. Мов- чан и Д. Бутенко были удостоены высо кого звания заслуженных артистов РСФСР. Спектакль, определенный по жанру ре жиссером как «спектакль-песня», продол жал и развивал основную линию театра, как театра героико-романтического напра вления. Я репетировал тут роль секретаря рай кома Громова и был назначен ассистен том режиссера. Это был, что называется, подарок судьбы, который дал мне возмож ность работать рядом с Сусловичем и мно гому научиться как в режиссуре, так и в педагогике, в освоении актерского мастер ства. Кстати, на его репетициях постоянно сидели и занятые, и не занятые в спектакле актеры, молодые режиссеры. Был Суслович режиссером волевым, тем пераментным, увлекающимся и активно увлекающим в мир своих видений и ощу щений всех присутствующих. Зажигал он своей фантазией, своей страстностью и убежденностью мысли даже самых инерт ных людей. На его репетициях никогда не было расслабляющих актеров пауз, все было в движеннии, все в работе. Сам за столиком режиссера почти не сидел, а все время ходил, иногда напряженно стоял и следил за актерами. Репетировал, не считаясь со временем, иногда по шесть-семь часов. В принципе Суслович репетировал с актерами до тех пор, пока не понимал, что на сегодня из исполнителей больше ничего не выжмешь, Перерывов делать не любил, это его всегда выбивало и раздражало. Актеры об этом знали и обычно с просьбами подсылали меня. — Рафаил Рафаилович, актеры перерыв просят сделать, перекусить... — Какой перерыв? Они же постоянно меняются на сцене... И потом, я же рабо таю без перерыва и тоже еще не обедал,— отвечал он непосредственно и громко, что бы все слышали. Репетиция продолжалась. Но после это го разговора он от случая к случаю взгля дывал на меня. Его, как ребенка, мучила совесть, что он отказал актерам в такой малой просьбе. И потом, он понимал, что перерыв положен по закону. Его сердце не выдерживало. — Все! — говорил он с болью.— Пере рыв на 5—7 минут... Заканчивал работу часто одной фразой: — Все!.. Репетиция окончена, вечером все сначала... — Рафаил Рафаилович, вечером у нас спектакль, — напоминал я ему,— мы ведь еще и играем... 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2