Сибирские огни, 1986, № 4

Спектакль «Второе рождение» создавал­ ся в содружестве с красноярской писа­ тельницей Г. Савичевской и рассказывал о жизни и труде людей, приехавших в Ха­ касию на освоение целинных земель. Савичевская в процессе работы над спектаклем много рассказывала о Хакасии, о местах, где разворачиваются события пьесы, о людях, с которыми она встреча­ лась и которые стали прототипами ее про­ изведений. Рассказывала она живо, инте­ ресно, образно, с юмором, иногда припо­ минала такие характерные детали или поступки героев, что нам казалось, будто мы уже крепко держим «жар-птицу» в ру­ ках. Мы были уверены, что спектакль по­ лучится интересным, будет волновать зри­ теля, станет этапным для коллектива, а пьеса, как в свое время «Аттестат зрелос­ ти», широко пойдет по стране. Но одно дело знать материал, уметь рассказать виденное, а другое — воплотить это в пьесе. К сожалению, наше знание материала, увлеченность в работе, фан­ тазия и ухищрения режиссера не смогли за­ тушевать схематизм драматургии. Спектакль «Второе рождение» часто приезжали смотреть работники села, его мы возили по области. Несмотря на нашу собственную творческую неудовлетворен­ ность, он волновал зрителя и делал нуж­ ное и полезное дело. Нескольких участ­ ников спектакля даже наградили очень редкой и дорогой медалью «За освоение целинных и залежных земель». Спектакли «Твоя семья» и «Второе рож­ дение», созданные театром совместно с драматургами, не получились такими, ка­ кими мы желали их видеть. Они, как го­ ворится, не вышли «на большой экран». Но для зрителей и коллектива театра они, безусловно, сыграли свою положительную роль. Монастырский не ждал апробированной драматургии или пьесы маститого автора. Театр искал своих авторов и шел навстре­ чу пишущим для театра. А ведь при обоюдном стремлении друг к другу есть вероятность рождения новых, нужных и талантливых пьес, появления новых авто­ ров, новых имен... Проработав в Новосибирском ТЮЗе сов­ сем немного, всего два сезона, Монастыр­ ский в наши сердца сумел заронить боль­ шую любовь и уважение к нему. Как и Сапожников, он оставил заметный след в развитии и становлении труппы театра, в совершенствовании мастерства молодых актеров. К сожалению, из-за ухода в тот период из театра некоторых исполнителей центральных ролей не все спектакли Петра Львовича долго украшали афишу театра. Но они, действительно, ее украшали, свер­ кали на фоне многих серых и рядовых постановок, мало что дающих зрителю и ничего не дающих актерам. От нас Монастырский уехал в Куйбы­ шевскую драму очередным режиссером. Через четыре года был назначен главным. За короткий срок он сделал этот театр самым интересным и популярным театром Российской Федерации. О Куйбышевской драме, ее спектаклях, актерах, режиссере много говорили, много писала пресса. Нам, 142 оставшимся в ТЮЗе без главного, было обидно, но мы радовались за Монастыр­ ского, радовались его успехам. В те же годы я фіучайно встретился с Петром Львовичем, уже народным артис­ том РСФСР, в Крыму. Он пригласил меня работать в Куйбышев. Предложение было заманчивым. Но к этому времени я уже основательно «врос» в город, у меня поя­ вилась семья и сменить город и театр было практически невозможно. Я вынужден был отказаться... К этому времени почти погасла моя мечта и о возвращении в Ленинград. Я оставался в Сибири... В жизни актеров бывают иногда совсем непродолжительные, но значительные твор­ ческие встречи, которые ценятся дороже нескольких лет совместной работы. Так, в 1957 году на постановку спек­ такля «Товарищи романтики» (пьеса М. Со­ боля) был приглашен ленинградский ре­ жиссер Р. Р. Суслович. Это была вторая встреча коллектива с Рафаилом Рафаило­ вичем после почти двадцатилетнего пере­ рыва. В первый приезд он поставил спек­ такль «Как закалялась сталь» ((инсцени­ ровка по роману Н. Островского) — спек­ такль, который имел всесоюзную славу. Тогда же осуществил он постановку пьесы В. Катаева «Шел солдат с фронта» и ко­ медии А. Островского «Бедность не по­ рок». В предвоенные годы Суслович очень короткое время возглавлял ТЮЗ, являясь художественным руководителем. С тех пор состав труппы сильно изме­ нился, но осталось несколько актеров, ко­ торые были участниками знаменитого спек­ такля о Павке Корчагине. Особенно под­ робно рассказывал о ней Дмитрий Ивано­ вич Бутенко. Помнили этот спектакль и многие зрители, ставшие к этому времени родителями и даже бабушками и дедуш­ ками. Слава о спектакле Сусловича была самая добрая, и мы с нетерпением ждали встречи’ с талантливым постановщиком, ставшим за эти годы известным ре­ жиссером. Пьесу поэта Марка Соболя «Товарищи романтики» до приезда режиссера читали немногие, но все, кто с ней познакомился, единодушно считали, что она слабая, и со­ жалели о том, что над таким неполноцен­ ным материалом будет работать крупный режиссер. «Товарищи романтики» повествовали о первых комсомольцах-целинниках, приехав­ ших в 1955 году на Алтай. Молодые перво­ проходцы, прибывшие по зову партии во имя великой цели, встречают на своем пути неизбежные трудности и радости пер­ вых побед, неудачи и разочарования, из которых они выходят победителями. Пьеса эта и о первой любви. В своем первом драматургическом про­ изведении поэт попытался соединить вое­ дино лиризм и романтический пафос, пуб­ лицистичность и поэтическую символику. Автор назвал ее лирической комедией. Однако в предисловии он писал, что счи­ тает более точным жанром «Романтиков» —'«поэтическую хронику», может быть, «лирические сцены» или что-нибудь в этом роде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2