Сибирские огни, 1986, № 4
Спектакль «Второе рождение» создавал ся в содружестве с красноярской писа тельницей Г. Савичевской и рассказывал о жизни и труде людей, приехавших в Ха касию на освоение целинных земель. Савичевская в процессе работы над спектаклем много рассказывала о Хакасии, о местах, где разворачиваются события пьесы, о людях, с которыми она встреча лась и которые стали прототипами ее про изведений. Рассказывала она живо, инте ресно, образно, с юмором, иногда припо минала такие характерные детали или поступки героев, что нам казалось, будто мы уже крепко держим «жар-птицу» в ру ках. Мы были уверены, что спектакль по лучится интересным, будет волновать зри теля, станет этапным для коллектива, а пьеса, как в свое время «Аттестат зрелос ти», широко пойдет по стране. Но одно дело знать материал, уметь рассказать виденное, а другое — воплотить это в пьесе. К сожалению, наше знание материала, увлеченность в работе, фан тазия и ухищрения режиссера не смогли за тушевать схематизм драматургии. Спектакль «Второе рождение» часто приезжали смотреть работники села, его мы возили по области. Несмотря на нашу собственную творческую неудовлетворен ность, он волновал зрителя и делал нуж ное и полезное дело. Нескольких участ ников спектакля даже наградили очень редкой и дорогой медалью «За освоение целинных и залежных земель». Спектакли «Твоя семья» и «Второе рож дение», созданные театром совместно с драматургами, не получились такими, ка кими мы желали их видеть. Они, как го ворится, не вышли «на большой экран». Но для зрителей и коллектива театра они, безусловно, сыграли свою положительную роль. Монастырский не ждал апробированной драматургии или пьесы маститого автора. Театр искал своих авторов и шел навстре чу пишущим для театра. А ведь при обоюдном стремлении друг к другу есть вероятность рождения новых, нужных и талантливых пьес, появления новых авто ров, новых имен... Проработав в Новосибирском ТЮЗе сов сем немного, всего два сезона, Монастыр ский в наши сердца сумел заронить боль шую любовь и уважение к нему. Как и Сапожников, он оставил заметный след в развитии и становлении труппы театра, в совершенствовании мастерства молодых актеров. К сожалению, из-за ухода в тот период из театра некоторых исполнителей центральных ролей не все спектакли Петра Львовича долго украшали афишу театра. Но они, действительно, ее украшали, свер кали на фоне многих серых и рядовых постановок, мало что дающих зрителю и ничего не дающих актерам. От нас Монастырский уехал в Куйбы шевскую драму очередным режиссером. Через четыре года был назначен главным. За короткий срок он сделал этот театр самым интересным и популярным театром Российской Федерации. О Куйбышевской драме, ее спектаклях, актерах, режиссере много говорили, много писала пресса. Нам, 142 оставшимся в ТЮЗе без главного, было обидно, но мы радовались за Монастыр ского, радовались его успехам. В те же годы я фіучайно встретился с Петром Львовичем, уже народным артис том РСФСР, в Крыму. Он пригласил меня работать в Куйбышев. Предложение было заманчивым. Но к этому времени я уже основательно «врос» в город, у меня поя вилась семья и сменить город и театр было практически невозможно. Я вынужден был отказаться... К этому времени почти погасла моя мечта и о возвращении в Ленинград. Я оставался в Сибири... В жизни актеров бывают иногда совсем непродолжительные, но значительные твор ческие встречи, которые ценятся дороже нескольких лет совместной работы. Так, в 1957 году на постановку спек такля «Товарищи романтики» (пьеса М. Со боля) был приглашен ленинградский ре жиссер Р. Р. Суслович. Это была вторая встреча коллектива с Рафаилом Рафаило вичем после почти двадцатилетнего пере рыва. В первый приезд он поставил спек такль «Как закалялась сталь» ((инсцени ровка по роману Н. Островского) — спек такль, который имел всесоюзную славу. Тогда же осуществил он постановку пьесы В. Катаева «Шел солдат с фронта» и ко медии А. Островского «Бедность не по рок». В предвоенные годы Суслович очень короткое время возглавлял ТЮЗ, являясь художественным руководителем. С тех пор состав труппы сильно изме нился, но осталось несколько актеров, ко торые были участниками знаменитого спек такля о Павке Корчагине. Особенно под робно рассказывал о ней Дмитрий Ивано вич Бутенко. Помнили этот спектакль и многие зрители, ставшие к этому времени родителями и даже бабушками и дедуш ками. Слава о спектакле Сусловича была самая добрая, и мы с нетерпением ждали встречи’ с талантливым постановщиком, ставшим за эти годы известным ре жиссером. Пьесу поэта Марка Соболя «Товарищи романтики» до приезда режиссера читали немногие, но все, кто с ней познакомился, единодушно считали, что она слабая, и со жалели о том, что над таким неполноцен ным материалом будет работать крупный режиссер. «Товарищи романтики» повествовали о первых комсомольцах-целинниках, приехав ших в 1955 году на Алтай. Молодые перво проходцы, прибывшие по зову партии во имя великой цели, встречают на своем пути неизбежные трудности и радости пер вых побед, неудачи и разочарования, из которых они выходят победителями. Пьеса эта и о первой любви. В своем первом драматургическом про изведении поэт попытался соединить вое дино лиризм и романтический пафос, пуб лицистичность и поэтическую символику. Автор назвал ее лирической комедией. Однако в предисловии он писал, что счи тает более точным жанром «Романтиков» —'«поэтическую хронику», может быть, «лирические сцены» или что-нибудь в этом роде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2