Сибирские огни, 1986, № 4
драматурга И. Тыла «Волынщик из Стра кониц», грузинскую лирическую комедию М. Бараташвили «Стрекоза» и осуществил постановку двух спектаклей, рожденных театром совместно с местными авторами: пьесу новосибирского писателя Ю. Сальни кова « Твоя семья» и пьесу красноярского драматурга Г. Савичевской «Второе рож дение»... Шли репетиции сказки «Волынщик из Стракониц». Это была первая работа ново го главного, поэтому актеры, занятые в спектакле, были особенно внимательны и, стараясь понять режиссера, следили за каждым его движением. При каждой встре че мы чувствовали, что Петр Львович при ходит на репетиции тщательно подготов ленным, зная, чего он хочет, к чему стре мится,— очень легко и заразительно импро визирует, предлагая исполнителям разные внутренние ходы, новые мизансцены, физи ческие приспособления. В работе он был всегда страстно увлеченным, даже време нами по-детски озорным. Чуть-чуть выше среднего роста, худощавый, слегка сутуло ватый, временами походкой, движением длинных рук, своей стремительностью — он напоминал Дон Кихота. Пьеса «Волынщик из Стракониц» расска зывает о связи художника со своим наро дом и родиной, как непременном условии развития таланта. О том, что деньги, богатство — губят талант, а отрыв от наро да, родины — выхолащивает душу человека, мельчат личность. Однажды репетировалась сцена шабаша ведьм, когда волынщик Шванда попадает в лес и находится на краю гибели. Я репе тировал Шванду. Эта кульминационная сце на, благодаря талантливой музыке А. Спа давеккиа и постановщику танцев О. По кровскому, уже получилась и шла не хуже других картин, но Петра Львовича до кон ца не удовлетворяла. Он искал еще более интересный пластический рисунок. Режис сер то и дело выскакивал на сцену, объяс нял нам, тут же показывал, чего он хочет. Потом быстрыми шагами, поправляя на ходу очки, бежал в зал, прося пройти сцену сначала. Так повторялось несколько раз. И вот, не помню на каком повторе, Петр Львович, не останавливая актеров и играю щий оркестр, выскочил на площадку, под бежал к исполнителю роли Лешего, кото рый в начале сцены изображал «притаив шийся пень», остановил его и начал пока зывать. Он присел на пол, потом, сложив руки и ноги к телу, упал на бок и несколь ко раз прокатился в разные стороны во круг себя. Вышло у него это безумно смешно, а главное, интересно для харак тера пня-лешего. — Продолжайте, продолжайте! — ско мандовал он нам, ползая на четвереньках по полу. Но продолжать было уже невоз можно, оркестр начал «разъезжаться», и вместо мелодии слышался смех музыкан тов и дирижера. — Стоп! — сказал режиссер, потом по смотрел на всех нас, еле сдерживающих смех, и, закинув назад голову, громко рассмеялся. Уходя в зал, он попросил исполнителя Лешего повторить предложенный рисунок. — Я не могу этого сделать,— сказал мо лодой актер с вызовом. — Почему? — поправляя указательным пальцем сползшие на нос очки, обиженно спросил Петр Львович. — Пол грязный, а я в хорошем костю ме,— был ответ. — Так я тоже в хорошем костюме,— не посредственно и не ожидая дальнейшего развития диалога, сказал режиссер. — Но у вас много костюмов, а у меня— один,— как бы ловя на слове, ответил актер.— Ведь вы жалованье получаете в три раза больше, чем я...— Он всегда зар плату называл устаревшим словом «жало вание». — Так надо было взять что-нибудь в кос тюмерном цехе, переодеться,— сказал ре жиссер. — В следующий раз буду знать,— засте гивая пуговицы пиджака, заключил актер. Петр Львович был настолько ошеломлен бестактностью и хамством актера, чт О і как ребенок, съежился и, загребая длинными ногами, как будто на них повисли тяже лые донкихотовские латы, опустив голову, медленно пошел в зал. После репетиции мы, участники спек такля, крепко поговорили с «Лешим». Первая работа Монастырского утвердила его как режиссера, умеющего динамично строить действие, образно раскрывать ха рактеры, находить интересную форму при глубоком выявлении идеи произведения. Будучи учеником В. Г. Сахновского и Б. К. Захавы, Монастырский впитал и соединил лучшие традиции мхатовского психоло гизма и углубленности с вахтанговской шко лой — Стремлением к яркой театральной форме и заострению сценического харак тера. Живописное решение чешской при роды, красочные народные костюмы (ху дожник П. Коваленко), эмоциональная, с подлинно национальными мелодиями му зыка (композитор А. Спадавеккиа), ха рактерные танцы (балетмейстер О. По кровский) — помогли созданию эмоцио нального, жизнеутверждающего и яркого по форме театрального зрелища. В адрес спектакля с о . стороны критики были и замечания. Чего греха таить, мно гие режиссеры (и в те времена, и сейчас), выслушивая замечания и даже соглашаясь с ними, впоследствии в спектакле ничего не меняют. Из упрямства, а иногда из-за неумения или нежелания переделывать сде ланное. Петр Львович творчески относился к критическим замечаниям. И всегда, если соглашался с ними, снова брал спектакль в работу и многое менял. Как я уже говорил, два спектакля, пос тавленные Монастырским, были рождены театром в содружестве с местными авто рами. Спектакль «Твоя семья» был осу ществлен по пьесе тогда уже известного новосибирского писателя Ю. Сальникова. У автора это была первая драматургиче-' ская проба, и. Монастырский, прежде чем приступить к постановке, очень долго и упорно работал с ним. И надо сказать, что образы детей получились живыми и инте ресными, и в спектакле удались. А, к со жалению, характеры взрослых, и в пьесе и в спектакле, остались схематичными и бледными. Но несмотря на недостатки пье сы, спектакль, особенно зрителями сред него возраста, кому он и был адресован, воспринимался очень тепло. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2