Сибирские огни, 1986, № 4
была не' вина режиссера, а наша привычка, а может, беда. Потому что мы к этому времени настолько привыкли к постановоч ным приемам, что они порой нам заменяли подлинность и глубину «жизни человеческо го духа». Но главное, мы понимали: мы проходим большую и полезную школу работы с крупным режиссером-педагогом, что его метод работы над спектаклем раз вивает актерские индивидуальности, обога щает коллектив. . Проработав в ТЮЗе плодотворно сезон, Владычанский вскоре принял Калининскую драму, которой руководил около четырех лет. Последняя встреча коллектива с этим режиссером состоялась в 1958 году, когда он снова был приглашен на постановку, сначала — «Обломова» по инсценировке романа И. Гончарова, а позже — пьесы К. Гольдони «Лгун». «Обломов»... Этот спектакль большую роль сыграл в моей биографии, в переходе от творческой молодости к актерской зре лости. Он шел на сцене театра с неболь шим перерывом более пяти лет. Мы играли его несколько раз на телестудиях Сибири. А на гастролях театра в Ярославле пока зали спектакль по московскому телевиде нию. Владычанский решал спектакль как социально-психологическую драму. Он сразу же отверг трактовку образа Обло мова как только ленивого и пассивного человека, потерявшего всякий интерес к жизни и людям. Он видел его человеком одаренным, даже талантливым, который все понимает, много знает, тонко чувству ет, но не участвует в идущей мимо него жизни. Обломов мог бы стать талантливым писателем, крупным критиком... Сознавая свою бездеятельность, он пытается пре одолеть в себе обломовщину, но его траге дия в том, что он не в силах этого сделать. •— Мы должны в спектакле сыграть тра гедию личности,— говорил нам на репети циях Сергей Фадеевич,— именно личности, человека, который родился и жил не в свое время. Обломов — несостоявшийся талант. Одаренный человек, способности которого благодаря воспитанию, характеру и среде не могли проявиться. Бездеятельность и пассивность привели к тому, что и в личной жизни он не преуспел... Такая трактовка мне очень нравилась, она толкала меня, исполнителя, на внут реннюю борьбу порой даже бунт. Причем Сергей Фадеевич никогда не показывал актеру, как надо играть ту или иную сцену, а тем более не проигрывал. Он стремился рассказать исполнителю, чего он хочет, к чему надо стремиться. И давая полную свободу, незаметно подводил к нужному результату. Но самой основной чертой его метода, с чем я столкнулся в те годы впервые, было стремление «разминать» материал пьесы и ролей. Владычанский постоянно пробовал решать одну и ту же сцену по-разному. Репетируя «Обломова», он, к примеру, настолько «разрыхлил» материал заглавной роли, что играя ее (и в театре, и по телеви дению) и сохраняя сквозное действие обра- за, я каждый раз мог выстраивать сцены по-разному: столько было прочерчено раз ных путей и ходов в роли, что каждый, спек- 140 такль я мог делать по-новому, не нарушая рисунок роли и характера. Этот метод работы давал необычайную возможность для импровизации, которая, естественно, обогащала роль новыми красками и нюан сами. ., В «Обломове» снова, как и всегда у Вла- дычанского, было много актерских удач и откровений. Это — О. Ларкина (Ольга), В. Лелеп (Штольц). После возобновления мною спектакля их играли соответственно А. Гаршина и А. Мовчан. Хорошо принима ли зрители Д. Бутенко (Захар) і А. Пантю- шева (Тарантьев), А. Якш (Пшеницина). Вторым режиссером, приглашенным на постановку спектакля в ТЮЗ, была нар,- арт. РСФСР В. П. Редлих. Вера Павловна к этому времени уже много лет возглавляла театр «Красный факел», творчество которо го знали и высоко ценили не только новоси бирцы. А после успешных гастролей в Москве и Ленинграде его стали называть «сибирским МХАТом». Для работы в ТЮЗе Редлих взяла траге дию В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Уже на первых репетициях мы, исполни тели, почувствовали высокую культуру постановщика. А ее влюбленность в эпоху Возрождения, передаваясь участникам спектакля, помогала в работе. Ромео репетировал А. Мовчан, Джуль етту— Л. Шенгелидзе и А. Гаршина, Ло ренцо— Д. Бутенко и В. Копылов, Корми лицу— В. Эйрих, Тибальта — В. Ямполь ский, я — работал над Меркуцио. К сожалению, наши чаяния и надежды одолеть Шекспира4 и создать, как мы гово рили, «большое полотно», не увенчались успехом. Несмотря на отдельные удачи Мовчана, Шенгелидзе, Эйрих, Ямпольского, спектакль не стал гимном любви. Мне думается, что творческой индивиду альности Редлих была ближе драматургия Чехова, Горького, Ибсена... Кроме того, Вера Павловна в этот период была актив но занята в своем театре. Мы чувствовали, как она постоянно «раздваивалась», и ей порой не хватало времени на работу с нами, требовавшими большего внимания хотя бы потому, что в коллективе в тот период было ■много молодежи, делавшей лишь первые шаги. Осенью 1953 года главным режиссером ТЮЗа был назначен Петр Львович Мо настырский. Приехал он из Красноярска, где в течение пяти лет возглавлял драма тический театр. Мы снова обрели «капита на», молодого, но опытного, в манере и методе работы с актерами многим на поминающего Сапожникова. Сходство их режиссерских почерков со стояло в тяготении к яркой театральной форме, остроте решения сценических ха рактеров. Петр Львович напоминал своего предшественника и в подходе к репертуа ру: в.стремлении к сложному драматурги ческому материалу, к жанровому разно образию афиши театра. Напоминал Монастырский Исая Михай ловича и работоспособностью. За два сезона он поставил шесть спектаклей: ин сценировку по роману, И. Тургенева «На кануне», драму Ф. Шиллера «Вильгельм Телль», сказку для взрослых чешского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2