Сибирские огни, 1986, № 4

И снят спектакль был не потому, что со­ старился и разболтался, а потому, что вре­ мя требовало другой драматургии, друго­ го решения героической темы. Да и основ­ ные исполнители, как говорится, стали «выходить из молодежного возраста»... Лето 1951 года не только в Сибири, но и во всей стране было очень жарким. Было оно жарким и для коллектива Но­ восибирского ТЮЗа. В конце сезона, поч­ ти за один самый знойный месяц июль, был поехавлен Сапожниковым большой, масштабный спектакль «Всадник, скачу­ щий впереди». В нем была занята вся труппа театра и шел он около четырех часов. Пьеса тогда молодого драматурга, на­ шего бывшего сокашника по институту Ю. Принцева, рассказывала о жизни дет­ ского писателя, большевика и солдата Ар­ кадия Петровича Гайдара... Режиссер нашел в этой постановке ин­ тересную и цельную форму многоплано­ вого, полифонического повествования. Ху- дожник П. Коваленко лаконично, но очень точно передал в декорациях атмосферу жизни страны разных лет, начиная с 1917 по 1941 год. А композитор А. Коростелев в музыке к спектаклю использовал мело­ дии, интонации и ритмы песен граждан­ ской войны, первых пятилеток и Отече­ ственной войны. Спектакль «Всадник, скачущий впере­ ди» (где мне довелось играть Гайдара) продолжал и развивал героико-романти­ ческую линию в репертуаре театра. Он был этапным и стал золотым фондом ТЮЗа, его «классикой», определял и характери­ зовал лицо театра. Спектакль шел на сце­ не несколько лет. Но однажды из театра ушла группа актеров, игравших в нем зна­ чительные роли, и спектакль пришлось снять. Позже на сцене ТЮЗа были еше две редакции этого спектакля. Когда театр ездил в 1966 году в Моск­ ву с творческим отчетом, в числе других спектаклей был показан и «Всадник, ска­ чущий впереди». Мы сыграли его пять раз и получили высокую оценку критиков и зрителей. На одном из спектаклей в Кремлевском Дворце съездов присутствовал внук Гай­ дара со своей матерью. Сын писателя Ти­ мур Аркадьевич в то время находился в командировке и сожалел, что не сможет увидеть «Всадника». В антракте у нас с внуком Аркадия Петровича произошла трогательная встреча. Мы много говорили о спектакле, о дедушке... А на прощание я подарил ему большую коробку шоколада, на которой написал: «Внуку Аркадия Пет­ ровича, от «дедушки», исполнителя роли Гайдара в спектакле «Всадник, скачущий впереди». И пожелал ему здоровья и от­ личной учебы... В первые годы работы в Новосибирске я каждый отпуск проводил в Москве и Ленинграде. Находясь там, я каждый ве­ чер стремился попасть в театр. Желание вернуться в Ленинград во мне еще тепли­ лось... 136 Летом 1951 года, находясь в Москве, я случайно узнал, что проездом с юга в Ле­ нинград на Киевском вокзале будет мой педагог Макарьев. Я думал, что встречающих Макарьева немного, и минут за сорок, пока стоит поезд, я смогу с ним переговорить обо всем. Но когда Леонид Федорович вышел из вагона, его сразу же окружила огром­ ная толпа: знакомых, друзей, родствен­ ников, учеников. Он, бросая на ходу от­ дельные реплики, начал с каждым здоро­ ваться. Неожиданно наткнулся на меня, удивился и обрадовался. Переговорив с двумя-тремя встречающими, он извинился перед остальными и, сказав, что с ними он видится часто, а вот с бывшим учеником из Сибири не встречался давно, подошел ко мне. Хотя мы с Леонидом Федоровичем переписывались и ему обо мне было мно­ гое известно, он все же засыпал меня вопросами: что играю и как, какой репер­ туар в театре, режиссура, актеры... Тут же, отрекомендовав меня как исполните­ ля ролей молодого «героя», Леонид Фе­ дорович познакомил нас с режиссером театра Советской Армии Колосовым. На следующий день я встретился с на­ чальником ЦТСА Г. И. Шагаевым, а вер­ нувшись в Новосибирск, вскоре получил вызов. Мне предстояли сложные и не­ приятные разговоры с дирекцией ТЮЗа. Исай Михайлович, пригласив меня рабо­ тать в Сибирь, сдержал данное им слово: я был интересно и активно занят в репер­ туаре театра. К этому моменту я играл роли Гастелло, Гайдара, разведчика Куз­ нецова, был занят в больших ролях в спектаклях «Призвание», «Иван-да- Марья»... да всего и не перечесть! И глав­ ное — везде в одном составе. Мой уход из театра ставил под удар многие названия. Но я все же набрался храбрости и с вы­ зовом из Москвы пошел к директору теат­ ра К. Овчинниковой. Разговор окончился не в мою пользу. В увольнении мне отказали и нужных до­ кументов, необходимых для отъезда, не выдали. Начались длительные переговоры, то с Овчинниковой и Сапожниковым, то переписка с Москвой. Шло время... С каждым месяцем мое желание работать в Москве в ЦТСА под руководством А. Попова постепенно зату­ хало. Я оставался еще на несколько лет в Новосибирске, не изменяя мечте вернуться в Ленинград или переехать в Москву. Для осуществления желания требова­ лись время и случай. В глубине души я ждал и надеялся... В жизни театра бывают периоды, когда он по тем или иным причинам оказывает­ ся без руководителя, когда «капитан» по­ кидает «корабль». Вот такое положение создалось в ТЮЗе в начале сезона 1952 — 1953 годов. Мы, актеры, думали и надея­ лись, что это ненадолго. Но период «меж­ дуцарствия» затянулся на целый год. Работа театра без главного подвергала его опасности сдать завоеванные пози­ ции, потерять свое лицо. Не сохранить наконец, актеров, на которых он деоі жался. к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2