Сибирские огни, 1986, № 4
И снят спектакль был не потому, что со старился и разболтался, а потому, что вре мя требовало другой драматургии, друго го решения героической темы. Да и основ ные исполнители, как говорится, стали «выходить из молодежного возраста»... Лето 1951 года не только в Сибири, но и во всей стране было очень жарким. Было оно жарким и для коллектива Но восибирского ТЮЗа. В конце сезона, поч ти за один самый знойный месяц июль, был поехавлен Сапожниковым большой, масштабный спектакль «Всадник, скачу щий впереди». В нем была занята вся труппа театра и шел он около четырех часов. Пьеса тогда молодого драматурга, на шего бывшего сокашника по институту Ю. Принцева, рассказывала о жизни дет ского писателя, большевика и солдата Ар кадия Петровича Гайдара... Режиссер нашел в этой постановке ин тересную и цельную форму многоплано вого, полифонического повествования. Ху- дожник П. Коваленко лаконично, но очень точно передал в декорациях атмосферу жизни страны разных лет, начиная с 1917 по 1941 год. А композитор А. Коростелев в музыке к спектаклю использовал мело дии, интонации и ритмы песен граждан ской войны, первых пятилеток и Отече ственной войны. Спектакль «Всадник, скачущий впере ди» (где мне довелось играть Гайдара) продолжал и развивал героико-романти ческую линию в репертуаре театра. Он был этапным и стал золотым фондом ТЮЗа, его «классикой», определял и характери зовал лицо театра. Спектакль шел на сце не несколько лет. Но однажды из театра ушла группа актеров, игравших в нем зна чительные роли, и спектакль пришлось снять. Позже на сцене ТЮЗа были еше две редакции этого спектакля. Когда театр ездил в 1966 году в Моск ву с творческим отчетом, в числе других спектаклей был показан и «Всадник, ска чущий впереди». Мы сыграли его пять раз и получили высокую оценку критиков и зрителей. На одном из спектаклей в Кремлевском Дворце съездов присутствовал внук Гай дара со своей матерью. Сын писателя Ти мур Аркадьевич в то время находился в командировке и сожалел, что не сможет увидеть «Всадника». В антракте у нас с внуком Аркадия Петровича произошла трогательная встреча. Мы много говорили о спектакле, о дедушке... А на прощание я подарил ему большую коробку шоколада, на которой написал: «Внуку Аркадия Пет ровича, от «дедушки», исполнителя роли Гайдара в спектакле «Всадник, скачущий впереди». И пожелал ему здоровья и от личной учебы... В первые годы работы в Новосибирске я каждый отпуск проводил в Москве и Ленинграде. Находясь там, я каждый ве чер стремился попасть в театр. Желание вернуться в Ленинград во мне еще тепли лось... 136 Летом 1951 года, находясь в Москве, я случайно узнал, что проездом с юга в Ле нинград на Киевском вокзале будет мой педагог Макарьев. Я думал, что встречающих Макарьева немного, и минут за сорок, пока стоит поезд, я смогу с ним переговорить обо всем. Но когда Леонид Федорович вышел из вагона, его сразу же окружила огром ная толпа: знакомых, друзей, родствен ников, учеников. Он, бросая на ходу от дельные реплики, начал с каждым здоро ваться. Неожиданно наткнулся на меня, удивился и обрадовался. Переговорив с двумя-тремя встречающими, он извинился перед остальными и, сказав, что с ними он видится часто, а вот с бывшим учеником из Сибири не встречался давно, подошел ко мне. Хотя мы с Леонидом Федоровичем переписывались и ему обо мне было мно гое известно, он все же засыпал меня вопросами: что играю и как, какой репер туар в театре, режиссура, актеры... Тут же, отрекомендовав меня как исполните ля ролей молодого «героя», Леонид Фе дорович познакомил нас с режиссером театра Советской Армии Колосовым. На следующий день я встретился с на чальником ЦТСА Г. И. Шагаевым, а вер нувшись в Новосибирск, вскоре получил вызов. Мне предстояли сложные и не приятные разговоры с дирекцией ТЮЗа. Исай Михайлович, пригласив меня рабо тать в Сибирь, сдержал данное им слово: я был интересно и активно занят в репер туаре театра. К этому моменту я играл роли Гастелло, Гайдара, разведчика Куз нецова, был занят в больших ролях в спектаклях «Призвание», «Иван-да- Марья»... да всего и не перечесть! И глав ное — везде в одном составе. Мой уход из театра ставил под удар многие названия. Но я все же набрался храбрости и с вы зовом из Москвы пошел к директору теат ра К. Овчинниковой. Разговор окончился не в мою пользу. В увольнении мне отказали и нужных до кументов, необходимых для отъезда, не выдали. Начались длительные переговоры, то с Овчинниковой и Сапожниковым, то переписка с Москвой. Шло время... С каждым месяцем мое желание работать в Москве в ЦТСА под руководством А. Попова постепенно зату хало. Я оставался еще на несколько лет в Новосибирске, не изменяя мечте вернуться в Ленинград или переехать в Москву. Для осуществления желания требова лись время и случай. В глубине души я ждал и надеялся... В жизни театра бывают периоды, когда он по тем или иным причинам оказывает ся без руководителя, когда «капитан» по кидает «корабль». Вот такое положение создалось в ТЮЗе в начале сезона 1952 — 1953 годов. Мы, актеры, думали и надея лись, что это ненадолго. Но период «меж дуцарствия» затянулся на целый год. Работа театра без главного подвергала его опасности сдать завоеванные пози ции, потерять свое лицо. Не сохранить наконец, актеров, на которых он деоі жался. к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2