Сибирские огни, 1986, № 4
проработал четыре сезона. Поставленные им спектакли пользовались большим успе хом и долго не сходили с афиши. А спек такль «Гастелло» по пьесе И. Штока шел на сцене без перерыва одиннадцать лет!.. Исай Михайлович Сапожников до войны работал в Киеве, в театре Советской Армии. В 1947 году был приглашен на должность главного режиссера в Новосибирский ТЮЗ. Первой его постановкой здесь была пьеса Б. Горбатова «Юность отцов», где он сразу зарекомендовал себя в городе как крепкий и интересный режиссер. В совершенстве владея профессией, вы страивая всегда интересную форму спектак ля, он был хорошим педагогом и организа тором, а главное,— за что его особенно уважали,— неутомимым тружеником. С ут ра, даже если он ничего не репетировал, Сапожников всегда был в театре. Во время спектаклей часто сидел в зале или бывал за кулисами. На репетиции всегда прихо дил тщательно подготовленным, знающим, что делать, чего добиваться от испол нителей. Жил он тогда на улице Романова в ак терском доме. И часто уже под утро моло дые актеры, задержавшиеся в гостях, смотрели со двора на окна пятого этажа. Только в одном из них обычно горел свет и из полуоткрытой форточки или окна клу бами валил табачный дым — работавший ночами Сапожников много курил. Четко все выверив при планировке спек такля, Исай Михайлович добивался от исполнителей осмысленности и четкости мизансцен, найденного внешнего приспо собления. Поэтому его постановки, несмотря на долгую жизнь, сохраняли форму и ни когда не «разбалтывались». После ухода Сапожникова из театра, во многие его спектакли вводы, да еще по нескольку раз на одну роль, пришлось делать мне. И я с интересом замечал, что каждый но вый исполнитель играл хуже или лучше, но не разрушал ткани спектакля, настоль ко тот был крепко сцементирован. Ярким примером тому может служить постановка «Гастелло» по пьесе И. Штока, выпущенная к пятой годовщине Победы. Этот спектакль на сцене ТЮЗа был по казан более 200 раз. Роль Николая Гастел ло я начал играть, когда мне исполнилось двадцать шесть лет, а закончил, когда нужно было думать о том, как загримиро вать начинающие седеть виски. Спектакль оформлял главный художник театра «Красный факел» С. Л. Белоголовый, один из крупнейших театральных художни ков Сибири. Он задумал сценографическое решение так, что, по мере приближения эпизодов жизни к картине подвига Гастелло, на сцене проявлялось и появля лось все больше и больше подробностей и деталей. Созвучную героическому жанру пьесы музыку создал для спектакля композитор Андрей Новиков, руководивший в те годы ансамблем песни и пляски Сибирского военного округа. Ко времени работы над образом Гастелло я уже сыграл на сцене ТЮЗа несколько ролей героическогр плана в спектаклях «Сильные духом», «Я хочу домой», «Приз вание», «Девочки», «Тайна вечной ночи»... И, в общем-то, считал, что эта роль не вызовет у меня затруднений. А надо сказать, что в пьесе «Гастелло» герой почти не уходит со сцены и примерно шестьдесят процентов текста принадлежит ему. - • И вот однажды, когда мы работали уже на площадке, Сапожников после репетиции пригласил меня в кабинет. — Я хочу тебя заменить,— сказал он безо всякой подготовки. — Почему? — испуганно и с недоумением спросил я. •— Не тянешь... Идешь проторенной дорогой. Используешь уже найденное в других ролях. А это меня не устраивает, а главное — не нужно зрителям. Даже интонации у тебя те же,— и тут он ско пировал меня, проиграв реплику из роли. — Исай Михайлович, они, эти герои, все так написаны...— попытался я реабилити ровать себя.— Все целеустремленные, прин ципиальные, честные, скромные. Хоть бы одно темное пятнышко в характере... — Ты ищи индивидуальные черты харак тера героя, а не пятнышко,— перебил он меня, потом добавил: — Я тебе помогаю, а ты сопротивляешься... Иди и подумай... Я перестал сопротивляться и начал ис кать. Больше к этому разговору Исай Ми хайлович не возвращался. Однажды к нам на репетицию пришел летчик, служивший с Гастелло перед вой ной в авиационном прлку под Смоленском и хорошо знавший Николая и его семью. Неожиданный гость проходил мимо теат ра, увидел афишу готовящегося спектакля и решил до отъезда из Новосибирска (его переводили в другую часть) посмотреть нашу работу и, если надо, помочь. Его рассказы о Гастелло, об Анне очень многое дали нам в уточнении и индивидуализации характеров. Да и сам сослуживец героя — он вес себя очень скромно, но в то же вре мя свободно и уверенно — воочию пред ставил нам именно военного летчика, по тем временам человека особой касты... После премьеры Сапожников, поздрав ляя меня, коротко сказал: — А ведь нашел!.. Это было высшей похвалой. Сапожникова как режиссера отличало умение заострять сценические конфликты, сосредоточивать внимание на главном в картине и спектакле. Поэтому биографи ческие пьесы, в которых обычно мало конфликтов и событий (как и в пьесе «Гастелло»), ему давались сравнительно легко. Здесь, как и в других своих спек таклях, он искал в финале каждой кар тины яркую смысловую точку, решая эти финалы через интонационный акцент, об разную мизансцену или какой-нибудь театральный, сценический эффект, прием. Основные участники спектакля: Шенге- лидзе (Анна), Седой (Гарин), Мовчан (Сте паненко), Булгакова (Виктор Гастелло), Ямпольский (Гирявый) и я очень любили эту постановку и берегли ее. Спектаклем «Гастелло» открывались и закрывались многие годы театральные сезоны ТЮЗа. За одиннадцать лет в нем сменились, и не по одному разу, почти все исполнители. Бессменными участниками оставались толь ко А. Мовчан и я. А спектакль жил и час то шел гораздо интереснее и наполненнее, чем в первые годы его жизни. Опыт и мастерство помогали нам углублять роли, 137 :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2