Сибирские огни, 1986, № 4

проработал четыре сезона. Поставленные им спектакли пользовались большим успе­ хом и долго не сходили с афиши. А спек­ такль «Гастелло» по пьесе И. Штока шел на сцене без перерыва одиннадцать лет!.. Исай Михайлович Сапожников до войны работал в Киеве, в театре Советской Армии. В 1947 году был приглашен на должность главного режиссера в Новосибирский ТЮЗ. Первой его постановкой здесь была пьеса Б. Горбатова «Юность отцов», где он сразу зарекомендовал себя в городе как крепкий и интересный режиссер. В совершенстве владея профессией, вы­ страивая всегда интересную форму спектак­ ля, он был хорошим педагогом и организа­ тором, а главное,— за что его особенно уважали,— неутомимым тружеником. С ут­ ра, даже если он ничего не репетировал, Сапожников всегда был в театре. Во время спектаклей часто сидел в зале или бывал за кулисами. На репетиции всегда прихо­ дил тщательно подготовленным, знающим, что делать, чего добиваться от испол­ нителей. Жил он тогда на улице Романова в ак­ терском доме. И часто уже под утро моло­ дые актеры, задержавшиеся в гостях, смотрели со двора на окна пятого этажа. Только в одном из них обычно горел свет и из полуоткрытой форточки или окна клу­ бами валил табачный дым — работавший ночами Сапожников много курил. Четко все выверив при планировке спек­ такля, Исай Михайлович добивался от исполнителей осмысленности и четкости мизансцен, найденного внешнего приспо­ собления. Поэтому его постановки, несмотря на долгую жизнь, сохраняли форму и ни­ когда не «разбалтывались». После ухода Сапожникова из театра, во многие его спектакли вводы, да еще по нескольку раз на одну роль, пришлось делать мне. И я с интересом замечал, что каждый но­ вый исполнитель играл хуже или лучше, но не разрушал ткани спектакля, настоль­ ко тот был крепко сцементирован. Ярким примером тому может служить постановка «Гастелло» по пьесе И. Штока, выпущенная к пятой годовщине Победы. Этот спектакль на сцене ТЮЗа был по­ казан более 200 раз. Роль Николая Гастел­ ло я начал играть, когда мне исполнилось двадцать шесть лет, а закончил, когда нужно было думать о том, как загримиро­ вать начинающие седеть виски. Спектакль оформлял главный художник театра «Красный факел» С. Л. Белоголовый, один из крупнейших театральных художни­ ков Сибири. Он задумал сценографическое решение так, что, по мере приближения эпизодов жизни к картине подвига Гастелло, на сцене проявлялось и появля­ лось все больше и больше подробностей и деталей. Созвучную героическому жанру пьесы музыку создал для спектакля композитор Андрей Новиков, руководивший в те годы ансамблем песни и пляски Сибирского военного округа. Ко времени работы над образом Гастелло я уже сыграл на сцене ТЮЗа несколько ролей героическогр плана в спектаклях «Сильные духом», «Я хочу домой», «Приз­ вание», «Девочки», «Тайна вечной ночи»... И, в общем-то, считал, что эта роль не вызовет у меня затруднений. А надо сказать, что в пьесе «Гастелло» герой почти не уходит со сцены и примерно шестьдесят процентов текста принадлежит ему. - • И вот однажды, когда мы работали уже на площадке, Сапожников после репетиции пригласил меня в кабинет. — Я хочу тебя заменить,— сказал он безо всякой подготовки. — Почему? — испуганно и с недоумением спросил я. •— Не тянешь... Идешь проторенной дорогой. Используешь уже найденное в других ролях. А это меня не устраивает, а главное — не нужно зрителям. Даже интонации у тебя те же,— и тут он ско­ пировал меня, проиграв реплику из роли. — Исай Михайлович, они, эти герои, все так написаны...— попытался я реабилити­ ровать себя.— Все целеустремленные, прин­ ципиальные, честные, скромные. Хоть бы одно темное пятнышко в характере... — Ты ищи индивидуальные черты харак­ тера героя, а не пятнышко,— перебил он меня, потом добавил: — Я тебе помогаю, а ты сопротивляешься... Иди и подумай... Я перестал сопротивляться и начал ис­ кать. Больше к этому разговору Исай Ми­ хайлович не возвращался. Однажды к нам на репетицию пришел летчик, служивший с Гастелло перед вой­ ной в авиационном прлку под Смоленском и хорошо знавший Николая и его семью. Неожиданный гость проходил мимо теат­ ра, увидел афишу готовящегося спектакля и решил до отъезда из Новосибирска (его переводили в другую часть) посмотреть нашу работу и, если надо, помочь. Его рассказы о Гастелло, об Анне очень многое дали нам в уточнении и индивидуализации характеров. Да и сам сослуживец героя — он вес себя очень скромно, но в то же вре­ мя свободно и уверенно — воочию пред­ ставил нам именно военного летчика, по тем временам человека особой касты... После премьеры Сапожников, поздрав­ ляя меня, коротко сказал: — А ведь нашел!.. Это было высшей похвалой. Сапожникова как режиссера отличало умение заострять сценические конфликты, сосредоточивать внимание на главном в картине и спектакле. Поэтому биографи­ ческие пьесы, в которых обычно мало конфликтов и событий (как и в пьесе «Гастелло»), ему давались сравнительно легко. Здесь, как и в других своих спек­ таклях, он искал в финале каждой кар­ тины яркую смысловую точку, решая эти финалы через интонационный акцент, об­ разную мизансцену или какой-нибудь театральный, сценический эффект, прием. Основные участники спектакля: Шенге- лидзе (Анна), Седой (Гарин), Мовчан (Сте­ паненко), Булгакова (Виктор Гастелло), Ямпольский (Гирявый) и я очень любили эту постановку и берегли ее. Спектаклем «Гастелло» открывались и закрывались многие годы театральные сезоны ТЮЗа. За одиннадцать лет в нем сменились, и не по одному разу, почти все исполнители. Бессменными участниками оставались толь­ ко А. Мовчан и я. А спектакль жил и час­ то шел гораздо интереснее и наполненнее, чем в первые годы его жизни. Опыт и мастерство помогали нам углублять роли, 137 :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2