Сибирские огни, 1986, № 4

Михайловичем Сапожниковым была очень короткой и деловой, но в то же время тор­ жественной. Он представил меня актерам, поздравил со,вступлением в труппу и сра­ зу же вручил роль Лени Жаркова из пье­ сы Л. Гераскиной «Аттестат зрелости». Пьеса эта была в работе у театра, гото­ вился новый спектакль... Пьеса и роль, над которой предстояло работать, мне понравились. Вскоре из Красноярска приехала автор, и репетиции спектакля шли при совместной работе драматурга, режиссера и актеров. Каждый день я с большой радостью шел к одиннадцати часам на репетицию. Актер­ ская молодость и годовой простой усили­ вали интерес к работе. Хотелось пробо­ вать, искать... Мне нравились многие тюзовские спек­ такли той поры: «Доходное место», «Ме­ щанин во дворянстве», «Юность отцов» и «Встреча с юностью» в постановке И. Сапожникова, «Молодая гвардия» — режиссера В. Редлих, сказка Л. Гераски­ ной «Катринка и принц» — режиссера А. Рогачевского. Тогдашний Новосибирский ТЮЗ отли­ чался тем, что в его афише было много названий спектаклей, шедших в Ленин­ градском театре Ленинского комсомола и даже во «взрослых» театрах. А ЛенТЮЗ ориентировался в основном на детей млад­ шего и среднего возраста и только иногда, через классику или современную пьесу, обращался к старшеклассникам и молоде­ жи. И совершенно не затрагивал в спектак­ лях темы студенчества. Брянцев боялся «овзросления» ТЮЗа, а к тому же в Ленин­ граде существовал театр для молодежи — имени Ленинского комсомола. Новосибир­ ский же ТЮЗ имел больший репертуар­ ный диапазон, а вечерние спектакли играл только для молодежи и взрослого зрителя, что мне тоже очень нравилось. , Ведущее положение в театре тогда за­ нимали и вели основной репертуар заел, арт. РСФСР 3. Булгакова, артисты С. Се­ дой, М. Бибер, Д. Бутенко, В. Воронин, П. Федченко, А. Семенушкин, В. Копылов, A. Зубаревский, пришедший позже в кол­ лектив А. Коковкин. Женский состав пред­ ставляли Л. Шенгелидзе, В. Эйрих, Т. Су­ ханова, Е. Негина, И. Слонова, Р. Ку- лик-Терновская. Во главе с Зоей Федоров­ ной Булгаковой была сильная и интерес­ ная травестийная группа актрис — Л. Крю­ кова, Т. Лялина, Л. Метелева, Е. Чере­ панова, В. Афонина. Позже пришли в те­ атр — Н. Разумова и М. Акулова. В коллективе было много воспитанников Ленинградского театрального института, впоследствии постоянно пополнявших труп­ пу театра: упоминавшаяся уже Л. Шен­ гелидзе, артисты — А. Мовчан, В. Лелеп, С. Соломонов, В. Кузьмин. Чуть позже’ приехали А. Гаршина, В. Ямпольский, B. Макаров. Еще позже — Э. Бразулис, И. Карташев, П. Крымов, П. Саблин. Мне опять повезло. Старшее поколение знало, что руководство театра пригласило меня на роли героического плана и вся- чеейи поддерживало. А среди молодежи я был свой человек — они меня знали, и я их знал. Поэтому доказывать право на роль, как говорится, дебютировать, мне не пришлось. Я опять влился в коллектив, ко­ 136 торый меня ждал и хотел, чтобы я в нем работал. И я старался оправдать надеж­ ды... Но... По ночам мне часто снился город на Неве, его проспекты, дворцы, памятни­ ки... Театры, актеры, с которыми я был знаком. Словом, меня не оставляла мысль: поработать в Новосибирске год-два и вернуться в Ленинград, А работа над спектаклем продолжа­ лась... Проблемы дружбы, чести, любви, взаимоотношений старшеклассников, роди­ телей и педагогов, формирования характе­ ров, волновавшие зрителя, нашли отра­ жение в варианте пьесы, которая вышла на премьеру, «Аттестат зрелости» говорил не столько об окончании школы и выборе жизненного пути, сколько о воспитании нравственной зрелости, воспитании достой­ ного гражданина нашего общества. Драматург Лия Борисовна Гераскина была очень внимательным к театру авто­ ром. Часто на репетициях Исай Михайло­ вич или исполнители просили ее развить какую-нибудь сцену или сократить ненуж­ ный текст, уточнить тот или иной характер, найти более определенный поступок дейст­ вующего лица в картине. Лия Борисовна * тут же при нас, пока мы репетировали, начинала переделывать сцену, а иногда уходила к себе (она жила в театре), и на следующую репетицию приносила новый вариант. Иногда у нее что-то не получа­ лось, и тогда на помощь приходил режис­ сер. Сапожников просил нас выйти на пло­ щадку и, определив с каждым действен­ ную линию персонажа в сцене и событие в картине, просил, импровизируя, сыграть ее. Гераскина тут же фиксировала удач­ ные реплики и фразы актеров и вносила в текст пьесы. Я был счастлив, что не­ большой монолог Лени Жаркова был со­ чинен мною сначала на площадке, а потом дописан дома. После авторской доработки он вошел в окончательный вариант пьесы. В рождении пьесы и спектакля прини­ мали участие не только режиссер, актеры и автор, но также учащиеся и педагоги города. В школах проходили читки и об­ суждения вариантов пьесы: многие замеча­ ния и предложения учитывались театром в дальнейшей работе. Даже после премье­ ры спектакль обсуждался на зрительских конференциях — вносились коррективы. А сыграв его около сорока раз, театр сов­ местно с автором вернулся к работе над «Аттестатом зрелости», углубляя пьесу и улучшая спектакль. Так рождался не только новый спектакль в театре, но и новая пьеса на школьную тему. Никто не предполагал, что «Аттестат зрелости» со временем станет самой актуальной и проблемной для того вре­ мени пьесой, которая пойдет во многих театрах страны и на киноэкране. К моменту моего прихода в Новосибир­ ский ТЮЗ в его репертуарной политике наметились четыре основных направления: героико-романтическое, сказки, классика и спектакли на школьную тему. В утверждении и развитии героико-роман­ тической темы на сцене театра большую роль сыграл И. М. Сапожников, режиссер, с которым я с большой пользой для себя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2