Сибирские огни, 1986, № 4
численных письмах, которые он посылал от туда нашей руководительнице Валентине Викторовне Петуховой и которые, как и многие другие письма бывших кружковцев читались на занятиях в ДХВД, Марат писал: «...Сегодня вернулся с задания, с которо го не надеялся вернуться живым. Пришел и сразу же за письмо. Первое — домой ма ме, а второе вам... Работа в кружке под вашим руководством является светлой, не повторимой страницей в моей жизни... Я вспоминаю счастливые дни нашей друж ной работы. Вспоминаю наши постановки: «Тартюф», «Доходное место»... и чудесную «Двенадцатую ночь» гениального Шекспи ра. Какие это были дни!..» «В моем солдатском мешке вместе с не обходимыми вещами лежат пьесы Чехова и «Ромео и Джульетта». Товарищи посмеи ваются, но, поверьте, близость любимых книг придает мне больше силы, мне стыд но будет трусить, и я ничем себя не опо зорю...» «Я, если надо, жизнь отдам за то, чтобы мои друзья говорили со сцены словами Шекспира и Мольера, Горького и Чехова. Но умирать мне не хочется. Я еще хочу вылезти из-под стола Оргоном, хочу еще раз станцевать танец Эндрю Эгюйчика и хочу переиграть все возможные и невоз можные роли. Надеюсь, что это удастся и сбудется, а если нет, то пусть на моей мо гиле напишут: «Он любил искусство боль ше самого себя, а Родину больше искусст ва». Всегда ваш Марат Бондаренко». Марат прошел всю войну... Он оправдал последние строчки своего письма, написан ные в трудном 1942 году. Умер он от кон тузии, полученной на фронте, уже после войны... Не стали, хотя и мечтали стать актера ми: Павел Гуляйкин — на фронте он был летчиком и погиб в бою; не вернувшиеся с войны Женя Несмелое, Володя Беспалов, Олег Веркман... Анатолий Новиков, погиб ший после войны в Прибалтике от пули предателя... Валентина Викторовна Петухова была замечательным человеком! Ее оптимизм и жизнелюбие заражали. Ее слово для нас было законом. Я не помню случая, чтобы кто-нибудь пропустил занятие без уважи тельной причины. Серьезность и полная от дача делу, которым она занималась, за ставляли и нас, ее воспитанников, быть требовательными к себе и с уважением от носиться к труду товарищей. Большая поклонница и пропагандистка Московского Художественного театра, она работала по ставшей тогда популярной среди актеров системе Станиславского. На занятиях часто говорила не только о дра матургии репетируемого автора, но и о ли тературе, музыке, живописи отображаемой эпохи, тем самым заставляя нас много чи тать об искусстве. Валентина Викторовна была высокоин теллигентным человеком, с большой куль турой, вкусом и очень общительной. Не случайно частыми гостями на наших репе тициях бывали артисты «Красного факела» и ТЮЗа. А во время войны, когда Алек сандринка работала в Новосибирске, к нам приходили режиссер этого театра Борис Павлович Петровых, а также народные артисты СССР Е. Корчагина-Александров ская, Н. Симонов и Ю. Юрьев. Нас подкупало и то, что, работая с нами, начинающими делать свои первые шаги на сцене, Петухова никогда не брала для ра боты упрощенный репертуар, а смело об ращалась к вершинам русской и зарубеж ной классики. До моего прихода в ДХВД она поставила такие спектакли, как «Реви зор» Гоголя, «Тартюф» Мольера, «Письмо в крепость» Венкстерна. Я пришел в ДХВД зимой, когда там уже в полную силу репетировали спектакль «Доходное место», и получил роль трак тирного слуги в третьем акте. Роль была почти без текста, но я страшно волновался, так как участники были, старше меня и опытнее. Я смотрел на них как на извест ных в городе актеров. Кроме того, у меня был ответственный момент, я заканчивал акт пьесы фразой: «Пожалуйте-с! Нехоро- шо-с! Безобразно-с!», когда выводил Жадо ва из трактира. Тогда мне казалось, что эта реплика — большой монолог, подоб ный гамлетовскому «Быть или не быть»! Почти на всех репетициях я бывал от нача ла и до конца. Меня поражали одаренность участников спектакля и цх профессиональ ные навыки. Спектакль «Двенадцатая ночь», который мы выпустили весной 1941 года, стал большой удачей исполнителей и постанов щика. В нем, мне кажется, наиболее ярко раскрылось дарование Петуховой и как ре жиссера, и как педагога, и как организато ра. В 1943 году кружок при ДХВД был преобразован в первую сибирскую теат ральную студию. Руководила ею по-преж нему В. В. Петухова. Преподавали режи ссеры «Красного факела»: В. П. Редлих и Н. Ф. Михайлов, артист театра С. С. Бирю ков. В 1945—1948 годах студия сделала два выпуска актеров драматического театра. Многие выпускники тогда пополнили труп пы театров Новосибирска — «Красного фа кела», ТЮЗа, областной драмы. После войны Валентина Викторовна ра ботала во Дворце пионеров, потом вела драматический кружок в сельхозинституте, который за короткий срок стал известным и популярным в городе. Около десяти лет Петухова преподавала в культпросвет- школе, заведуя кафедрой актерского мастерства, вела курс на режиссерском отделении. Десятки ее воспитанников, по лучив специальность режиссера народного театра, руководят самодеятельностью во многих городах и селах нашей страны. Одна из выпускниц заочно окончила Ле нинградский театральный институт и за щитила диссертацию, Е. Ф. Нефедовой присвоено звание профессора. Как это прекрасно, когда ученики продолжают де ло своего учителя и идут дальше своего педагога!.. На другой день после приезда, утром 2 октября 1948 года, я уже был в театре. Встреча с главным режиссером Исаем 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2