Сибирские огни, 1986, № 4
Брянцева часто можно было видеть среди молодых актеров. Заботясь о сохранении кадров (чего греха таить, актеры ТЮЗа стремились во взрослые театры и кинема тограф), он объяснял молодым, что детский театр не должен и не может быть плохим, а если он плохой, его нужно немедленно закрыть. Иногда вспоминал случай, как в Саратове художественного руководителя, приглашенного для детского театра, переве ли во взрослый, решив, что это будет для него повышением. — Я пошел в обком партии и сказал: «Вы считаете, что детский театр должен быть хуже, чем взрослый? А разве, когда вы покупаете для своего ребенка яблоки или колбасу, вы покушаете худший сорт этих яблок и колбасы?» И мне сказали: «А ведь верно».— «Так почему же там, где вы угрожаете желудку ребенка, вы об этом думаете, а там, где вы угрожаете его воспи танию, там пусть будет худший сорт?..»— Александр Александрович тут прищуривал глаза, обводил всех взглядом и с мудрой хитрецой добавлял: — Наша задача воспи тывать. А воспитывать, как говорил Белин ский, «это предрешать судьбу человека...» В начале сезона 1946—1947 гг. театр гото вил к годовщине Октября инсценировку В. Катаева по повести «Сын полка». Ставил спектакль Брянцев совместно с режиссером Г. Кагановым. Нас, большую мужскую группу, заняли в массовых сценах, где мы играли солдат. Но вскоре, неожиданно для меня и для окружающих, ко мне подошла завтруппой и вручила роль начальника штаба, полковника. При этом сказала, что завтра Александр Александрович просит утром прийти на специально назначенную для меня репетицию. Роль эту готовил ведущий актер театра Н. Григорьев. Подходящий и по возрасту и по опыту к ответственному эпизоду в финале спектакля — когда в ожесточен ном бою Ваня Солнцев теряет своего наз ванного отца капитана Енакиева и стано вится сыном полка. Двадцатидвухлетний полковник? Возмож но, на фронте были такие исключительные случаи, но на сцене это всегда выглядит малоубедительно. Ночь я спал плохо... Началась работа. Репетировали мы с Григорьевым в чистую очередь. В ТЮЗе были демократические правила: в работе не было ведущих акте ров и второстепенных, премьеров и актеров на маленькие роли и массовки. Я помню, как талантливая актриса Л. Жукова утром выезжала для участия в массовке в клуб, на спектакль «Сын полка», где она в пос ледней картине стояла в строю, изображая суворовца. А вечером на стационаре играла Джульетту. Или артист В. Сошальский — сегодня играл Ромео, а назавтра в «Сказке об Иванушке» ходил с группой молодежи в каркасе, изображая одну из частей тулови ща Змея-Горыныча... Еще большей неожиданностью для меня было то, что на сдачу спектакля и на премь еру назначили меня... И я до сих пор бла годарен исполнительнице роли Вани Солй- цева нар. арт. РСФСР Н. Казариновой, взявшей меня под свою опеку, помогавшей советами. На каждом спектакле бывал Брянцев. Приходил за кулисы, делал актерам корот кие, но очень меткие замечания. Вообще, он не любил длинных разговоров, как в начале работы, так и в процессе ее. А на собраниях, когда ему полагалось выступать как директору или худруку, разрешал и даже призывал его перебивать, если, тем более, с ним кто-то не согласен. Так, гово рил он, ему легче выступать, и разговор будет конкретным. — Все нормально,— успокаивал он, под ходя ко мне.— Но... молод! На следующем спектакле у меня были уже седые виски. — Все хорошо,— опять успокаивал он.—■ Но... молод! Он вел меня к гримеру, советовался. Втроем искали способ меня «состарить». На следующем спектакле у меня были уже усы. Но он опять приходил после спектакля в гримировочную. Смотрел из-за плеча в зеркало. Улыбался: — Чего ты такой молодой? Когда на одном из спектаклей к моим усам добавилась еще и бородка, Александр Александрович успокоился и больше моло жавостью меня не корил... Много волнений и радостей принесла мне подготовка к первому послевоенному смотру творческой молодежи. Нам, молодым акте рам, было предложено подать заявки на большие роли текущего и готовящегося репертуара. Посоветовавшись с Брянцевым и Макарьевым, я подал заявку на роль Иванушки в спектакле «Сказка об Ива нушке и Василисе Прекрасной». Брянцев считал сказки — «классикой дет ского театра» и при их постановке не жа лел ни эмоциональных сил, ни материаль ных затрат. Красочное оформление, яркие оригинальные костюмы художника Н. Ива новой, музыка Н. Тимофеева, танцы, по ставленные С. Корень, — все это создавало атмосферу театрального праздника, того «чуда», о котором постоянно говорил и к чему всегда стремился Александр Алек сандрович. Волновался я на репетициях чрезвычайно. Правда, мои переживания разделяла Вера Сонина, которая подала заявку на роль Бабы-Яги и работала рядом со мной. Страдания наши закончились в дейь Премьеры. Участники спектакля, студенты студии, устроили нам с Верой праздник: было много поздравлений, сувениров, цветов. Я стал играть Ивана в очередь с основным исполнителем заел. арт. РСФСР А. Кожевниковым. Этот спектакль пользо вался успехом у зрителей, часто шел и на стационаре, и на выездах. Поэтому за пол тора года я сыграл Ивана много раз, что было очень полезно для моего профес сионального роста. Осенью 1946 года, когда я уже работал в театре, произошла у меня встреча с Н. П. Акимовым. В начале каждого сезона Нико лай Павлович устраивал для желающих работать в его театре — театре комедии — негласный конкурс Приезжали даже из Москвы и других городов, и режиссер про сматривал каждую осень десятки, если не сотни, актеров. Ко мне с просьбой подыграть в водеви ле «Вспышка у домашнего очага» обрати лась бывшая сокурсница Аня Кригер. Кроме комедийной, эксцентричной Верочки в водевиле, она показалась еще в двух 131 5*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2