Сибирские огни, 1986, № 4
ИСКУССТВО Виктор ОРЛОВ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕМУАРЫ Л енинградский ТЮЗ... Коллектив, дав ший мне актерское крещение. На сце не этого, театра я впервые вышел к зрителю еще молодым, мало что умею щим, но уже профессиональным актером. В труппе театра в то время было много учеников Леонида Федоровича, и поэтому нас, еще шестерых «макарьевцев», встре тили здесь очень тепло. Невзирая на поло жение, звания, возраст, актеры подходили к нам, знакомились, рассказывали о театре. Существующие нередко в театрах груп пировки, интриги, зависть — все это было чуждо Ленинградскому ТЮЗу того време ни. Это был, в полном смысле, коллектив единомышленников. Встречаясь с товарищами, работавшими в других театрах, мы часто слышали от них выражения дружеской зависти, и я не раз вспоминал прощальный разговор с Б Е. Жуковским после дипломного спектакля: — Только в Александринку не иди, даже если пригласят. — Почему? — с искренним удивлением спросил я у него, всю творческую жизнь отдавшего именно этому театру. Съедим! — улыбаясь, ответил Жуков ский. — Как это? — Вот ты сейчас играл Войницкого. Хоро шо играл,— Он обнял меня за плечо.— У нас в театре сейчас тоже готовится «Дя дя Ваня». Но разве Толубеев даст тебе его сыграть... Даже я, если бы его репети ровал...— Он опять улыбнулся. — Борис Елисеевич, так я еще молодой, и в театре Войницкого, если и буду играть, то лет через двадцать,— возразил я — И через двадцать лет в Александринке будет трудно пробиться. А тебе нужна прак тика сейчас. Больше и чаще играть, а не сидеть и смотреть, как другие работают.— Потом он подумал и вновь добавил: «В Александринку не ходи». В ЛенТЮЗе же атмосфера доброжела тельства, внимания, особенно к молодежи, была в ту пору естественна и органична. П р о д о л ж е н и е . Н а ч а л о в КѴ 3. 130 Когда нас начали вводить в массовые сцены уже идущих спектаклей, мы сразу же почувствовали себя артистами, прини мающими участие в творческом процессе, а не статистами, создающими фон основ ным героям, как это бывает часто в теат рах. Ведущие актеры уже много раз игран ные роли репетировали в полную силу. А в перерывах подходили к нам, объясняли, подсказывали. И сам А. А. Брянцев — художественный руководитель и директор театоа, присут ствуя на репетициях, чаще дела^ замечания не нам, а опытным актерам. Этот педагоги ческий прием действовал безотказно: мы, молодые, переставали смущаться и активно включались в атмосферу и ритм жизни спек такля. Замечательный мастер культуры, худож ник и педагог, патриарх детских театров, как называли нар. арт. СССР Александра Александровича Брянцева, он с большой любовью и очень ревностно относился к своему детищу. Основав театр в 1922 году, уже тогда, в преддверии открытия, Бряп- цев провозгласил, теперь уже ставшую классической, формулу, что в детском теат ре должны объединяться «художники сце ны, умеющие мыслить как педагоги, и педа гоги, способные чувствовать как художни ки». Любопытно, что еще задолго до выска занной Станиславским мысли о том, что для детей надо играть как для взрослых, «толь ко еще чище и лучше», Брянцев этот закон положил в основу всей системы воспитания актеров ТЮЗа, их повседневной работы над собой и над ролью. Говоря о ТЮЗе, как о «театре особого назначения», Брянцев постоянно размышлял о проблеме воздей ствия спектакля на зрителя уже после просмотра. Если спектакль живет в сознании юного зрителя один лишь вечер — не стоит его и ставить! — говорил он. — Нужно, что бы детям не просто прочли громко пьесу, а чтобы перед ними совершилось ч у д о — чудо рождения на сцене волнующей жизни, подлинной поэзии, большого искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2