Сибирские огни, 1986, № 4
чтобы закрыть движение на дороге, унич тожать идущие по ней колонны. Он прика зал за ночь окопаться чуть выше домов. Отсюда дорога хорошо просматривалась, а сами бандиты были удачно защищены. Совершив намаз, мулла стал внимательно всматриваться в бинокль с клеймом «Сде лано в США». Дорога была пуста в рас светных сумерках и похожа на серую не движимую ленту. От центра провинции/до этих мест расстояние немалое, так что ожи дать коллону надо под вечер. А сейчас разве что проскочит какая-нибудь «буру- бухайка» — частная машина. Ахмад при казал не трогать их, чтобы не обнаружить себя. Нужна колонна, уничтожив которую можно идти к Гульбеддину за наградой — положить на свой счет еще несколько тысяч долларов. Мины на дороге Ахмад также не стал ставить. Знал: пока саперы не прой дут и не объявят: «Мин нет, путь свободен» — дорога останется безлюдной. Главарь, опустив бинокль, отдал распо ряжение выслать разведку. Два душмана, одетые точь-в-точь. как местные дехкане, без оружия направились навстречу группе, которой командовал лейтенант Демаков. * * * — «Стрела»! Я — «Ракета». Начинаю движение,— сообщил по рации капитан Виктор Хабаров, командир охранения, и передал сигнал на головную машину, в ко торой находился старший колонны подпол ковник Геннадий Кадрасов. Могучие грузовики, загруженные мукой, рисом, строительными материалами, двину лись в то утро по дороге, по которой толь ко что прошли саперы. Глаза водителям слепит жаркое апрельское солнце. Горный воздух наполнен ароматом цветущего мин даля. Слышно только урчание машин, но в любое мгновение могут ворваться другие звуки: огненным смерчем вздыбится мина, из-за скалы ударит очередью крупнокали берный пулемет... Дорога, петляя среди гор, все круче за бирается вверх. Мелькают дувалы, по обо чинам — разбитые душманами машины. Их обгорелые остовы напоминают: «Не зе вай, водитель! Будь осторожен, ты здесь — как слеза на реснице». Впереди пологая высота с трепещущим алым флагом — сторожевой пост. Вдоль важных дорог Афганистана такие посты не редкость. И каждый из них — маленькая крепость, где трудную службу вместе с афганскими сарбазами (солдатами) несут советские воины-интернационалисты. И днем и ночью охраняют они коммуникации от душманских вылазок. — Ноль третий приказал ускорить дви жение,— доложил командиру охранения радист. Эта команда тотчас ушла в ко лонну. Дистанции между машинами увеличи лись. Еще длиннее потянулся шлейф пыли. Подполковник Кадрасов — весь внимание. » Напряжение; ему казалось, создавал бро нежилет, сжимавший грудь раскаленным цилиндром. То и дело офицер бросал взгляд на схему, висящую в кабине грузо вика: тут обозначена опасная зона маршру 124 та. Откуда могут; ударить? Вон из-за той вершины? Или с гребня скального прижи ма? По первой машине? В середину? Вчера вечером он с капитаном Хабаро вым, до отчаянности смелым человеком, долго изучал предстоящий маршрут. Схема была в нескольких местах заштрихована красным карандашом — места, где возмож ны нападения бандитов. Особенно их- тре вожили сообщения о засадах в ущеЛье за кишлаком. Крупных населенных пунктов с гарнизонами афганских войск поблизости не было, этим душманы и пользовались. — Боюсь, как бы там не окопалась круп ная банда, — размышлял Кадрасов: — Возможно, — соглашался командир охранения. — Только почему они лишь из далека обстреляли колонну, побывавшую там вчера? — Но ведь - обстреляли, — вскинул го лову Геннадий Десейкович. — А до того три «бурубухайки» подбили... И все в одном треклятом ущелье. — Как бы не оказалось, что эти обстре лы всего лишь репетиция к большой заса де, — предположил Хабаров. — У них ведь тоже свои уши в некоторых кишлаках, и о такой большой колонне, как наша, душма нам наверняка сообщили. — А у нас в ущелье ни одного стороже вого поста,— заметил Кадрасов. — Надо попросить командование направить туда несколько групп. За плечами старшего колонны подпол ковника Кадрасова тысячи километров по афганским дорогам. По наиболее трудным маршрутам он первым прошел сам: прежде чем послать людей, надо все хорошенько изучить, нарисовать, схему движения. Не только душманы экзаменуют водителей, но и природа Афганистана. Случалось, шли ливневые дожди и на дороги набегали мутные потоки, выходили из берегов пересохшие до того реки. Се левые оползни преграждали путь. Горные потоки были такой силы, что сносили авто мобили. Но машины шли. Помнит Геннадий Десейкович, как в пер вый его выезд душманы из гранатомета подбили топливозаправщик «Урал», напол ненный бензином. Он вспыхнул сразу. Во дитель, небольшого роста, с совсем детским лицом, рядовой Крот не дрогнул. Он не бросил машину, хотя знал, что жизнь его висит на волоске. Отвел ее на обочину, что бы не мешать движению колонны. И поду малось тогда Кадрасову: с такими мужи ками сам черт не страшен. Бронетранспортер капитана Хабарова движется в центре колонны, с выброшен ной вверх^ антенной. Впереди КамАЗ, за груженный по самые борта мешками с мукой. В середине из мешков сделана щель, напоминающая окоп, в котором размести лись, выставив в сторону гор автоматы, трое солдат из его охранения. Втиснувшись после долины в узкое ущелье, колонна вновь потянулась по сер пантину. Капитан послал по рации сигнал повышенной бдительности. Он сидел в шлемофоне и, казалось, весь ушел в марше вые заботы. Неделю назад именно здесь была засада. Как истинный военный, он почувствовал ее еще в кишлаке, который они только что проехали. От дувалов не побежали к машинам вездесущие маль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2