Сибирские огни, 1986, № 4

чтобы закрыть движение на дороге, унич­ тожать идущие по ней колонны. Он прика­ зал за ночь окопаться чуть выше домов. Отсюда дорога хорошо просматривалась, а сами бандиты были удачно защищены. Совершив намаз, мулла стал внимательно всматриваться в бинокль с клеймом «Сде­ лано в США». Дорога была пуста в рас­ светных сумерках и похожа на серую не­ движимую ленту. От центра провинции/до этих мест расстояние немалое, так что ожи­ дать коллону надо под вечер. А сейчас разве что проскочит какая-нибудь «буру- бухайка» — частная машина. Ахмад при­ казал не трогать их, чтобы не обнаружить себя. Нужна колонна, уничтожив которую можно идти к Гульбеддину за наградой — положить на свой счет еще несколько тысяч долларов. Мины на дороге Ахмад также не стал ставить. Знал: пока саперы не прой­ дут и не объявят: «Мин нет, путь свободен» — дорога останется безлюдной. Главарь, опустив бинокль, отдал распо­ ряжение выслать разведку. Два душмана, одетые точь-в-точь. как местные дехкане, без оружия направились навстречу группе, которой командовал лейтенант Демаков. * * * — «Стрела»! Я — «Ракета». Начинаю движение,— сообщил по рации капитан Виктор Хабаров, командир охранения, и передал сигнал на головную машину, в ко­ торой находился старший колонны подпол­ ковник Геннадий Кадрасов. Могучие грузовики, загруженные мукой, рисом, строительными материалами, двину­ лись в то утро по дороге, по которой толь­ ко что прошли саперы. Глаза водителям слепит жаркое апрельское солнце. Горный воздух наполнен ароматом цветущего мин­ даля. Слышно только урчание машин, но в любое мгновение могут ворваться другие звуки: огненным смерчем вздыбится мина, из-за скалы ударит очередью крупнокали­ берный пулемет... Дорога, петляя среди гор, все круче за­ бирается вверх. Мелькают дувалы, по обо­ чинам — разбитые душманами машины. Их обгорелые остовы напоминают: «Не зе­ вай, водитель! Будь осторожен, ты здесь — как слеза на реснице». Впереди пологая высота с трепещущим алым флагом — сторожевой пост. Вдоль важных дорог Афганистана такие посты не редкость. И каждый из них — маленькая крепость, где трудную службу вместе с афганскими сарбазами (солдатами) несут советские воины-интернационалисты. И днем и ночью охраняют они коммуникации от душманских вылазок. — Ноль третий приказал ускорить дви­ жение,— доложил командиру охранения радист. Эта команда тотчас ушла в ко­ лонну. Дистанции между машинами увеличи­ лись. Еще длиннее потянулся шлейф пыли. Подполковник Кадрасов — весь внимание. » Напряжение; ему казалось, создавал бро­ нежилет, сжимавший грудь раскаленным цилиндром. То и дело офицер бросал взгляд на схему, висящую в кабине грузо­ вика: тут обозначена опасная зона маршру­ 124 та. Откуда могут; ударить? Вон из-за той вершины? Или с гребня скального прижи­ ма? По первой машине? В середину? Вчера вечером он с капитаном Хабаро­ вым, до отчаянности смелым человеком, долго изучал предстоящий маршрут. Схема была в нескольких местах заштрихована красным карандашом — места, где возмож­ ны нападения бандитов. Особенно их- тре­ вожили сообщения о засадах в ущеЛье за кишлаком. Крупных населенных пунктов с гарнизонами афганских войск поблизости не было, этим душманы и пользовались. — Боюсь, как бы там не окопалась круп­ ная банда, — размышлял Кадрасов: — Возможно, — соглашался командир охранения. — Только почему они лишь из­ далека обстреляли колонну, побывавшую там вчера? — Но ведь - обстреляли, — вскинул го­ лову Геннадий Десейкович. — А до того три «бурубухайки» подбили... И все в одном треклятом ущелье. — Как бы не оказалось, что эти обстре­ лы всего лишь репетиция к большой заса­ де, — предположил Хабаров. — У них ведь тоже свои уши в некоторых кишлаках, и о такой большой колонне, как наша, душма­ нам наверняка сообщили. — А у нас в ущелье ни одного стороже­ вого поста,— заметил Кадрасов. — Надо попросить командование направить туда несколько групп. За плечами старшего колонны подпол­ ковника Кадрасова тысячи километров по афганским дорогам. По наиболее трудным маршрутам он первым прошел сам: прежде чем послать людей, надо все хорошенько изучить, нарисовать, схему движения. Не только душманы экзаменуют водителей, но и природа Афганистана. Случалось, шли ливневые дожди и на дороги набегали мутные потоки, выходили из берегов пересохшие до того реки. Се­ левые оползни преграждали путь. Горные потоки были такой силы, что сносили авто­ мобили. Но машины шли. Помнит Геннадий Десейкович, как в пер­ вый его выезд душманы из гранатомета подбили топливозаправщик «Урал», напол­ ненный бензином. Он вспыхнул сразу. Во­ дитель, небольшого роста, с совсем детским лицом, рядовой Крот не дрогнул. Он не бросил машину, хотя знал, что жизнь его висит на волоске. Отвел ее на обочину, что­ бы не мешать движению колонны. И поду­ малось тогда Кадрасову: с такими мужи­ ками сам черт не страшен. Бронетранспортер капитана Хабарова движется в центре колонны, с выброшен­ ной вверх^ антенной. Впереди КамАЗ, за­ груженный по самые борта мешками с мукой. В середине из мешков сделана щель, напоминающая окоп, в котором размести­ лись, выставив в сторону гор автоматы, трое солдат из его охранения. Втиснувшись после долины в узкое ущелье, колонна вновь потянулась по сер­ пантину. Капитан послал по рации сигнал повышенной бдительности. Он сидел в шлемофоне и, казалось, весь ушел в марше­ вые заботы. Неделю назад именно здесь была засада. Как истинный военный, он почувствовал ее еще в кишлаке, который они только что проехали. От дувалов не побежали к машинам вездесущие маль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2