Сибирские огни, 1986, № 3
— Сигнала-то сверху не было. Погоди, на глазах он у меня, никуда не денется. — Чего он писал-то? — Ерунду всякую, читать тошно. Законы вроде как новые со- ставляет. — Дурак, одно слово... Жил бы и жил, а сейчас ведь все отверну лись, как пень, один. — Жалко, что ли, стало? — У пчелки жалко... Семьдесят лет сравнялось Тимофею весною. Пора и о покое поду мать. Приводя бумаги в порядок, он решил еще одно сочинение напи сать, последние мысли высказать на прощание. На заглавном листе вывел «Се человек» и не о Христе стал рас сказывать, а о русском мужике, о страданиях его, никем не мерянных. Только подумай —и не умолчишь об этом. Христа в один раз распя ли, а над хлеборобом уж сколько веков издеваются. Какие-нибудь ге нералы или чиновники уж давно бы не стерпели и повымерли от такой жизни, а мужик, как в сказке, встанет, отряхнется и опять за свое, хлеб делать. Выходит, мужик и дело его святые, раз держатся на земле. «Сколько много на свете хитростей,—с горечью писал Тимофей,— на всякое изделие придуманы машийы; где бы нужно ста человекам ра ботать, там одна машина чище всяких человеческих рук работает; хлеб ная же работа,— как крестьяне сами придумали еще с незапамятных времен, так и мучаются». Хитрая увилка есть в этом, хитрей не взять. Дай хлеборобу разо гнуться, а вдруг он тогда осмотрится да всех тунеядцев к труду начнет поворачивать. Нет, нельзя мужику слабины давать, пусть не видя бело го света тащйтся... В один год закончил Тимофей это сочинение. Теперь он уже не ду мал, кому бы его отправить. Если первая проповедь не нашла пути, зна чит, прав был Толстой, не пришло время. За окном крутила непогода, ветер, как дурной, метал снег по двору. Тимофей распустил школьников, а сам остановился на крыльце, заду мался, не зная, чем сегодня занять остальное время. Он не заметил, как замерз, и решил вернуться в избу, хоть с Федяниным потолковать, что ли. — Раньше ты чаще ко мне заходил,— Гаврил положил закладку и закрыл библию.— Каждый день вот читаю, никак, смерть скоро. — И утешает тебя чужая святость? — Не утешения ищу, а смысла. — И тебя потянуло к истине. А я погреться зашел... Слушай, Гав рил, а что если собрать всех мужиков наших в школу — и почитал бы я им сочинение свое. Смеялись-то они, не зная, над чем смеются. Еще один труд я закончил, «Се человек» назвал. Так ведь там все про них, каждая буква про хлебороба. Не Христу надо молиться, а перед самим собой на колени вставать да перед хлебом. Неужто и от этого отвер нется мир? — Пилат про Христа сказал «се человек», а ты про мужика, что ли? Да кто ж такую дерзость примет? Пусть бы и твоя правда, да сам подумай, как же это: всю жизнь никто —и вдруг в святые? С ног на го лову переставляешь. — Ты же вот сам ухватился за библию, смысл ищешь. А что смысл —истина это. Значит, нужна она тебе? Знаю я, без нее неспокой но жить, бессмыслица давит. А библию эту я на сто рядов прочитал и другие книги подолгу смотрел —нигде смысла нет. Близко подсту пают, но как огня боятся, жжет истина'. А чаще и вообще не там ищут, в такой дуролом заводят. Истина проста, как хлеб, как земля наша. Все пороки мира от лени: и грабежи, и убийства, и обманы. Добродетели все —в труде. Да не в простом, вор тоже работает, а в труде, хлеб при носящем... _ Эх, пошел я к своим бумагам, с ними у меня лучше получается. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2