Сибирские огни, 1986, № 3
ращениями автора к тем- или иным конк ретным моментам создания конкретными писателями своих героев (Антона Соболева у Г. Маркова, Герасима — у Д. Константи- новского), но и конкретными исследования ми состоятельности и несостоятельности этих героев, которая проистекает именно из состоятельности или несостоятельности художественного качества произведений. Наука пытается — и небезуспешно — при учить нас к мысли, что в ее законах неудач ный результат эксперимента — это тоже мо мент как бы положительный. Однако по пытки механически перенести эту весьма относительную истину в область литерату ры — пагубны, бесперспективны. К этой мысли приводят читателя рассуждения критика над сутью экспериментаторства и его итогами в романе Д. Константиновско- го «Яконур». «Сконструированное™, смоде лированное™» главного героя романа по рождается тем, что прозаик «перенасыщает язык профессионализмами, техницизмами, делает фразу или чересчур сухой, оказе ненной, или, опять же, чересчур онаучен ной». Более того, критик справедливо пи шет: «...в общем-то Д . Константиновский и не претендует на особую языковую выра зительность, у него, как говорилось, другие задачи...» ч Что же это за «другие задачи»? Алексей Горшенин отвечает: язык ро мана, вся его выразительная суть служит тому, чтобы «найти адекватное сложности проблем, взаимосвязей и облика персона жей художественное выражение». И еще: «писатель временами злоупотребляет пуб лицистикой, подменяет ею художествен ность изображения. В результате — встре чаются общие места, риторика, назида тельность». И хотя Алексей Горшенин не во всем про следил эту самую адекватность, она оче видна: там, где образный язык подменяет ся эрзацем (пусть и экспериментального характера), герои и проблемы доносятся до читателя приблизительно, выглядят сконструированными, смонтированными, нежизнеспособными. Равно и режим наибольшего сюжетно композиционного благоприятствования, пре доставленный Г. Марковым в романе «Грядущему веку» герою этого произве дения Антону Соболеву, не делает этого героя более идеальным, чем он есть. На против, отсутствие на пути героя препят ствий, какого-либо «особого сопротивле ния среды», как утверждает критик, при водит к тому, что «налет идеализации в романе достаточно густ, чтобы всё в его изображении принять безоговорочно». В частности, критик небезосновательно сомне вается в духовной полноценности Антона Соболева, когда прослеживает отношения его с женщиной, безоглядно в него влюб ленной. Сам согрешив, не испытывая к этой женщине глубокого чувства, Соболев использует свою административную власть и просто-таки высылает эту женщину от греха подальше. Автор романа расценива ет этот поступок героя одобрительно. Ни чего себе — идеальный герой! Задав такой критический тон, Алексей Горшенин невольно побуждает нас и да лее искать в книге такой же реальный н честный разговор по существу, и этот раз говор в той или иной мере продолжается и тогда, когда автор исследует прозу ма ринистов, и тогда, когда он делает первые приступы к большой и важной теме — прозе молодых о войне, и тогда, когда дает острый очерк литературных поделок о современной Сибири. Алексей Горшенин как бы подводит черту под тем явлением, имя которому «сибирятина». Действительно, слишком уж прижился у нас образ «суровой Сиби ри», Сибири, исходно враждебной вся ческим поползновениям на ее недра, на ее богатства, враждебной человеку, который ее осваивает, а точнее говоря, «покоряет». Как же так получилось, что нам, сиби рякам, упорно навязывают неверный и не приятный образ нашей родины как некоей темной и тупой стихийной силы? Почему это происходит? Критик вплотную подхо дит к решению этих вопросов. И главное в его раздумьях — это выявление конъюнк турной «романтики» прозы о современной Сибири, той самой прозы, которая не утруждает себя глубоким исследованием и отображением правды жизни, но тратит все свои силы на романтическое воспева ние «трудностей», а фактически на оправ дание несовершенства многого из того, что делается в процессе хозяйственного освоения Зауралья. Алексея Горшенина в этой статье отли чает комплексность подхода к исследуе мым произведениям. Он не ограничивается только содержательной стороной, не судит только тему, но находит обоснования тому или иному просчету авторов, тому или ино му искажению правды жизни — в качестве слова, в недостаточной художественной глубине исследуемых произведений. И чем отличительней определяется такой подход Алексея Горшенина к литературе, тем большее недоумение вызывает его демонстративно » односторонний разговор о романе Евг. Евтушенко «Ягодные места». Как бы подпадая под обаяние суждений В. Распутина и отдаваясь полемике с В. Горном, критик не говорит об издержках стиля, о безвкусице иных сцен романа. И эти очевидности, исключенные им из разговора, неоправданно высоко возносят роман Евг. Евтушенко. Думается, некоторые утверждения авто ра, сами по себе верные и актуальные, только убедительнее прозвучали бы, будучи более крепко обоснованными не только текущим прозаическим материалом, но и некоторым поиском в литературном про цессе прошлого, что придало бы рассуж дениям больше историчности. В целом же получилась острая, актуаль ная книга, которая не только сможет по служить компасом в «книжном море», но и будет активно участвовать в формиро вании литературного процесса, вкусов и пристрастий читателя. А. ВАШУРИН. ♦ 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2