Сибирские огни, 1986, № 3

примеры можно отыскать в каждой статье сборника. Книга В. Коржева привлекает еще одной своей немаловажной стороной: о вещах достаточно сложных и специфических ее автор умеет говорить доступно для самого широкого круга читателей, живо и образно — иначе — художественно, обнаруживая в себе не только сугубо критический, но и писательский талант. Г. АРАБЕСКИН Николай Еремин. Я не устану жить. Лирика. М., Современник, 1985. С берегов Амура, где он родился в 1943 г., автор этой книги перебрался на берега Енисея, учился в Красноярском ме­ дицинском институте и остался здесь рабо­ тать врачом. Заочно он окончил также Ли­ тературный институт имени А. М. Горького. В конце 50-х годов в периодике появляются его стихи. Первые поэтические сборники «Качели» и «Жить да жить» вышли в Крас­ ноярске в 70-е годы, здесь же издан и более поздний — «Земные заботы» (1983). Н. Еремин — лауреат премии комсомола Красноярского края. В 1980 году в изда­ тельстве «Современник» вышла книга его стихов «Солнечные акварели», а сейчас — и вторая. Она оставляет ощущение све­ жести, искренности, душевной молодости. Мне с каждым годом все дороже — И пенье птиц над головой. И у дороги подорожник, И колокольчик полевой. И горький-горький дух полыни. Который душу бережет, И глубина небесной сини, И уходящий горизонт... Лирическому герою бесконечно мила род­ ная земля, ее люди, их труд: он живет де­ лами своего времени, с душой, открытой для добра и мира. Все,под небесным шат­ ром связано одно с другим, настоящее уходит корнями в прошлое, прорастает в будущее. Отсюда тема памяти. Вспомина­ ется детство (ведь «не было поры милей!»), отцовский дом и далекие родные лица. Красной нитью проходят по страницам лирические раздумья о законах бытия, о жизни и смерти, любви и дружбе, природе и мире, о настоящих и мнимых ценностях. И там, где автор видит людей с охлажден­ ными сердцами, равнодушных к подлинно­ му и высокому, возникает критическая нотка и призыв «встрепенуться» («Мне не с кем горе разделить»). Философски осмысливая жизнь, поэт говорит о смене поколений: На садовых скамейках с утра Постаревшие люди сидят. Перед ними шумит детвора. А они — в бесконечность глядят... Человеку хотелось бы «жить... вечно, как небо, как река». Но это лишь несбыточное мечтание. Поэтому самые дорогие впечат­ ления мы уносим с собой до конца пути. Всего четыре дня жаркам гореть пришлось. Но света этих дней хватило на две жизни. (гЖаркиг) С годами поэт становится взыскательнее к себе. Неутолима его жажда знания. Когда всходит луна «и оживает сказочное слово», он пытливо разглядывает книжную пре­ мудрость, и ему кажется, что через него «проносятся, лучась, Земля и небо, время и пространство...» Внутренним взором «все понимающий», поэт проникает в глубины человеческих переживаний, он сумел раз­ глядеть одиночество, прикрытое кажущимся счастьем («Ночная тень»), и понял, о чем молчит его друг («Хозяин света»). Безгра­ нично любя всю эту жизнь, вмещающуюся «между небом и хлебом насущным», он страстно хочет видеть ближних радостны­ ми, не знающими страха. С миром, при­ родой их соединяет кровное родство: Нам не дано бессмертия... И все же Не сокрушайся, время торопя. Цветок, тобою сорванный, быть может. О том же думал, глядя на тебя. («Не говори о смерти и не думай») Автор просто и задушевно беседует с чи­ тателем, порою будто размышляет вслух. Не случайно в сборнике преобладают стихи- признания, стихи-обращения. Нередко обра­ щение и признание соединяются в одном стихотворении («Я жил так мало...», «Ве­ чер. Время просыпаться совам...», «Покая­ ние», «Мне не с кем горе разделить,..»). Горячая заинтересованность в судьбах лю­ дей заставляет поэта вмешиваться в их дела, предупреждать, советовать. Таково проникновенное стихотворение «Дороги ва­ ши перекрещены». Мужчина и женщина расстаются немирно, холодно. Кажется, еще можно предотвратить непоправимое. Нас­ тойчиво звучит голос автора: Еще не поздно, попытайтесь % Друг другу — нежное сказать! Она еще полна сомнения. Теснит дыхание в груди. Но ты молчишь... Еще мгновенье — и Все позади, все позади... Сколько в последних строках горечи и боли за сломанную жизнь, за разрушенное счастье! В лирику Н. Еремина естественно входят образы любящей матери, которая, будя сына, как в детстве, откидывает с него одеяло; воспитательницы детского сада, «отраженной в каждом питомце»; духовно умудренного, но «обкраденного» долголети­ ем старика, который в счастливых снах видит зовущих к себе родителей... Н. Еремина всегда увлекали и фольклор­ ные мотивы. Встречаются они и в последнем сборнике («Как Россия песнями богата!», «Гусляр», «Сказка», «К счастью все доро­ ги—долгие», «Сказка о деревенском ду­ рачке» и др.). Очевидно, от фольклора идет афористическая сжатость отдельных стихо­ творений («Гусляр», «Возвращайтесь к до­ му, люди!»), отточенность многих метафор. Удачно, например, сказано о больнице: Здесь на весах — и жизнь, и смерть. Здесь на часах — и сон. и разум. Но нельзя не сказать и о недостатках. Думается, поэту необходимо расширять и углублять содержание своих стихов. Увле­ чение темой уходящей молодости и неиз­ бежной смерти преждевременно и беспо­ лезно («Пора приходит — подводить чер­ ту...», «Неужели я умру?..» и др.). Не луч­ 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2