Сибирские огни, 1986, № 3
Георгий КОНДАКОВ И ЗА РУКУ СКАЗКУ В ДОЛИНУ ВЕДЕТ СТРАНИЦЫ ВОСПОМИНАНИЙ О САЗОНЕ СУРАЗАКОВЕ М ы встретились возле городского скве ра, напротив кинотеатра имени А. М. Горького. Сазон Саймович Суразаков всплескивает руками, поправляет сползаю- Ідие роговые очки, обнимает, хлопает меня по плечу, жмет двумя ладонями мою руку, смеется, хитро улыбается, говорит, снова хлопает по плечу. Лицо его светится ра достью, будто мы не встречались целый век, и вот свиделись. Долго бы не смолкала наша беседа, да время торопит, да работа зовет. Мы рас стаемся, расходимся по своим дел^ам, а в душе у меня надолго остается доброе, свет лое воспоминание о собеседнике, удивитель но живом и обаятельном. И так всегда. Родник его добродушия, чистосердечия был неиссякаем. В преподавательской он, заведующий кафедрой алтайского языка и литературы, не любил сидеть за столом, не любил бу маг. Составляя какой-нибудь очередной отчет или план, ворчал: «Зачем это? Кому это надо?». Мне нравится, как он пишет. Старатель но. Четко. Ясно. Быстро. Всегда с явным удовольствием, словно вкладывая в каж дую буковку, в любой ее завиток часть своей души. После занятий мы идем с Сазоном Саймовичем по Социалистической улице, проходим мимо старого двухэтажного зда ния, оставшегося от купеческой Улалы, мимо памятника партизанам гражданской войны, мимо городского Дома культуры к мосту через Улалушку. Я расспрашиваю Сазона Саймовича о недавней поездке на научную конференцию. — Понимаете, в кулуарах у меня спра шивают, кто такие алтайцы. Я от удивления даже ахнул: «Как это?» Рассказал, что живу в стране, о которой писал Геродот, в краю, где золото стерегут сказочные гри фы, на земле, украшенной сверкающей ко роной царственной Белухи, на поклон ко торой, как свидетельствуют легенды Азии, приходил Будда...— Сазон Саймович всплес кивает руками, возмушвется: — Как иге так? Ученые, а не знают Алтая. Мне было стыд но за своих коллег. Вот об этом бы на писать стихотворение! Я напишу, обяза тельно напишу... Доводилось бывать мне у профессора Суразакова и на лекциях, и на семинарах, и на экзаменах. Сазон Саймович никогда 162 не придерживался строгих академических правил, выходил за пределы общепринятой вузовской методики. Но всегда у него на занятии царила атмосфера заинтересован ности, часто возникали споры. Порой во время спора и у самого профессора возни кали оригинальные идеи, и он тут же начи нал их излагать, размашисто жестикулируя: — Сюжеты, которые мы встречаем в ан тичной литературе, бытуют и в алтайском героическом эпосе. Например, «бродячий» сюжет: муж на свадьбе своей жены... Студенты любили его за радушие, добро желательность. На одном нз практических занятий по устному народному творчеству Суразаков, перелистывая журнал учебных занятий, убеждает студентов: — Учитель должен быть сказочником... Интересная мысль. Жду, что же будет дальше. В аудиторию пробились лучи солнца, скользнули по коричневой доске, на которой кусочки мела, сухая тряпка. Тишина. Толь ко голос Сазона Саймовича: — Я однажды на Телецком озере ночевал в избе. Мне отвели место на полатях, а на полу разместились школьники из Новосибир ска. Я им одну алтайскую сказку расска зал, другую, третью. Они снова просят: «Еще расскажите». Рассказывал до самого утра... Сазон Саймович — мягкий и добрый че ловек, но принципиальный. Как-то в Гор но-Алтайской организации СП РСФСР от читывался товарищ, возглавлявший совет по критике и литературоведению. Присут ствующие решили принять отчет к сведению. Суразаков не согласился с такой обтека емой формулировкой и внес предложение: — Во-первых, признать работу совета по критике и литературоведению неудовлетво рительной. Во-вторых, считать, что ответ ственный за эту работу лично не вложил никакого вклада по улучшению деятель ности совета. Думаю: что же было главной чертой Сазона Саймовича? Наверное, доброта. Это качество в нем было развито до гиперболи ческих размеров. Он весь светился душев ной приязнью. Повторяю: он был добрым, но не добреньким. Не раз приходилось слы шать его резкие критические замечания в адрес литераторов и ученых, не любивших упорно работать, выбиравших протоптанные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2