Сибирские огни, 1986, № 3
одао^ настораживает инспектора. Часть за нятий подростки проводят с настоящим, исправным современным оружием. Как по ясняет директор школы, стреляя из пушки или мастеря автомат, дети дают выход «агрессивному началу». Что ж, остроумно, считает инспектор, не находя поначалу в этом ничего из ряда зон выходящего. Но куда же все-таки исчезают выпуск ники?- Вот один из вариантов ответа: «Мы го товим наших выпускников' к максимально му выживанию. Потенциальные лидеры уцелевших! Они знают, как вести себя в экстремальных ситуациях, и даже если кроме них никого не останется, то они начнут все сначала». Имеется в виду — после глобальной катастрофы. Можно бы и поверить, если бы в школе были девушки, но их нет, и неясно, как молодые парни одни смогут начать новую жизнь, положить начало новому человечеству. Наконец инспектор докапывается до ис тины. Школу содержат пришельцы из неве домых миров, которые готовят подростков к выброске на иные планеты с целью коло низации. Но почему выбраны именно зем ляне? «Найти разумных и достаточно раз витых, но способных к силовым акциям практически невозможно. Пока мы един ственные. Вот так! Они прибирают к рукам обита емые миры, но что-то мешает им убивать. Мораль, табу или еще что —неважно. А если туземцы отказываются менять слоно вую кость и рабов на бусы и зеркальца, то их объявляют дикарями и насылают циви лизаторов». Родители получили большие суммы денег и рады тому, что их беспокойные дети при строены. Полиция и государственные влас ти сквозь пальцы смотрят на происходя щее. Вот так человечество продает своих детей. В финале загнанный в угол инспектор в отчаянии стреляет в подростков, азартно гоняющихся за ним по горам, и окончатель но осознает: «Кровь детей моих на руках моих». Не случайно рефреном проходят по повести воспоминания инспектора о собст венном сыне, которым он совсем не зани мается и не представляет, чем тот живет. И его сын мог бы быть среди этих продан ных ребят. «Что с того, если они не здесь, а там свирепствуют в зондеркомандах, что с того, если они замарали имя человеческое во веки веков?.. Кто дал им право загонять в ка зармы, продавать в наемники?» — думает прозревший герой. И идет в школу — зада вать вопросы. Как видим, есть значительные, интересные литературные произведения и в молодой, и в зрелой фантастике. Хорошие книги выхо дят и в центральных издательствах, и в местных. В «Литературной газете» (№ 10, 1985) читаем: «Случайно в руки составителя и. редактора сборника фантастики попало три десятка произведений — и вышел удруча ющий своей пустотой сборник «Фантасти ка-84». Критик — не редактор и потому не может до конца ответить на всщрос: если все сборники «Фантастики» восьмидесятых годов «удручают своей пустотой», то, мо жет быть, дело тут не в случайности? Если одни редакторы выпускают плохие книги, а другие хорошие, и все это в одном и том же, очень хорошем издательстве, то почему же нельзя навести порядок? В конце кон цов, книжка, подписанная к печати и регулярно имеющая тираж сто —двести тысяч, проходит многие стадии! Выходит и много фантастических произ ведений, наполненных идеями, представля-- ющими нам полнокровные человеческие об разы. Не всегда критика уделяет им долж ное внимание, быть может, как раз потому, что часть их публикуется в периодике (и не в престижных толстых журналах, а в «подростковых», как «Уральский следопыт», или в научно-популярных, как «Знание — сила», «Химия и жизнь») и в местных изда тельствах. Между тем отношение к фан тастике складывается, похоже, в основном благодаря самым массовым изданиям, та ким, как «Фантастика», как «Библиотека советской фантастики». Да, «Фантастика» (тут имеется в виду сборник, а не жанр) и правда не вышла из пеленок. И по-прежнему, беря в руки книгу «Библиотеки советской фантастики», нельзя знать заранее, что попадется: или прекрас ный,’ представительный сборник произведе ний В. Колупаева, или невнятная «Чаша бурь» В. Щербакова, или «удручающая своей пустотой» книжка X. Шайхова «В тот необычный день». Кстати, X. Шайхова од нажды очень ядовито помянула та же «Ли тературная газета» — и ничего, вышла пер вая книга в столице, да сразу массовым тиражом. Фантастика, как и всякая литература, влияет на формирование общественных идеалов и играет немалую роль в современ ной идеологической борьбе. «Обширное поле деятельности, конкретное и ответст венное, открывается и перед идеологиче ской, пропагандистской работой, — говорил М. С. Горбачев в докладе на Совещании по вопросам ускорения научно-технического прогресса. —Научно-технический прогресс — это жизненно важное дело, оно отвечает интересам всех, позволяет каждо му широко раскрыть свои способности и талант. Мы рассчитываем на высокую твор ческую активность и мастерство нашего ра бочего класса, крестьянства, интеллигенции, инженеров и ученых. Особенно много мы ждем от молодежи, от ее энергии и пытли вого ума, интереса ко всему новому, пере довому». Научная фантастика сегодня — один из наиболее популярных, читаемых видов ли тературы, особенно у молодежи. Трудно переоценить ее воспитательную роль. По этому важнейшая задача писателя, работа ющего в этом жанре,— помочь восприятию нового, обрисовать перспективы научно- технического прогресса, (его влияние на судьбы людей, на судьбы всей планеты. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2