Сибирские огни, 1986, № 3

одао^ настораживает инспектора. Часть за­ нятий подростки проводят с настоящим, исправным современным оружием. Как по­ ясняет директор школы, стреляя из пушки или мастеря автомат, дети дают выход «агрессивному началу». Что ж, остроумно, считает инспектор, не находя поначалу в этом ничего из ряда зон выходящего. Но куда же все-таки исчезают выпуск­ ники?- Вот один из вариантов ответа: «Мы го­ товим наших выпускников' к максимально­ му выживанию. Потенциальные лидеры уцелевших! Они знают, как вести себя в экстремальных ситуациях, и даже если кроме них никого не останется, то они начнут все сначала». Имеется в виду — после глобальной катастрофы. Можно бы и поверить, если бы в школе были девушки, но их нет, и неясно, как молодые парни одни смогут начать новую жизнь, положить начало новому человечеству. Наконец инспектор докапывается до ис­ тины. Школу содержат пришельцы из неве­ домых миров, которые готовят подростков к выброске на иные планеты с целью коло­ низации. Но почему выбраны именно зем­ ляне? «Найти разумных и достаточно раз­ витых, но способных к силовым акциям практически невозможно. Пока мы един­ ственные. Вот так! Они прибирают к рукам обита­ емые миры, но что-то мешает им убивать. Мораль, табу или еще что —неважно. А если туземцы отказываются менять слоно­ вую кость и рабов на бусы и зеркальца, то их объявляют дикарями и насылают циви­ лизаторов». Родители получили большие суммы денег и рады тому, что их беспокойные дети при­ строены. Полиция и государственные влас­ ти сквозь пальцы смотрят на происходя­ щее. Вот так человечество продает своих детей. В финале загнанный в угол инспектор в отчаянии стреляет в подростков, азартно гоняющихся за ним по горам, и окончатель­ но осознает: «Кровь детей моих на руках моих». Не случайно рефреном проходят по повести воспоминания инспектора о собст­ венном сыне, которым он совсем не зани­ мается и не представляет, чем тот живет. И его сын мог бы быть среди этих продан­ ных ребят. «Что с того, если они не здесь, а там свирепствуют в зондеркомандах, что с того, если они замарали имя человеческое во веки веков?.. Кто дал им право загонять в ка­ зармы, продавать в наемники?» — думает прозревший герой. И идет в школу — зада­ вать вопросы. Как видим, есть значительные, интересные литературные произведения и в молодой, и в зрелой фантастике. Хорошие книги выхо­ дят и в центральных издательствах, и в местных. В «Литературной газете» (№ 10, 1985) читаем: «Случайно в руки составителя и. редактора сборника фантастики попало три десятка произведений — и вышел удруча­ ющий своей пустотой сборник «Фантасти­ ка-84». Критик — не редактор и потому не может до конца ответить на всщрос: если все сборники «Фантастики» восьмидесятых годов «удручают своей пустотой», то, мо­ жет быть, дело тут не в случайности? Если одни редакторы выпускают плохие книги, а другие хорошие, и все это в одном и том же, очень хорошем издательстве, то почему же нельзя навести порядок? В конце кон­ цов, книжка, подписанная к печати и регулярно имеющая тираж сто —двести тысяч, проходит многие стадии! Выходит и много фантастических произ­ ведений, наполненных идеями, представля-- ющими нам полнокровные человеческие об­ разы. Не всегда критика уделяет им долж­ ное внимание, быть может, как раз потому, что часть их публикуется в периодике (и не в престижных толстых журналах, а в «подростковых», как «Уральский следопыт», или в научно-популярных, как «Знание — сила», «Химия и жизнь») и в местных изда­ тельствах. Между тем отношение к фан­ тастике складывается, похоже, в основном благодаря самым массовым изданиям, та­ ким, как «Фантастика», как «Библиотека советской фантастики». Да, «Фантастика» (тут имеется в виду сборник, а не жанр) и правда не вышла из пеленок. И по-прежнему, беря в руки книгу «Библиотеки советской фантастики», нельзя знать заранее, что попадется: или прекрас­ ный,’ представительный сборник произведе­ ний В. Колупаева, или невнятная «Чаша бурь» В. Щербакова, или «удручающая своей пустотой» книжка X. Шайхова «В тот необычный день». Кстати, X. Шайхова од­ нажды очень ядовито помянула та же «Ли­ тературная газета» — и ничего, вышла пер­ вая книга в столице, да сразу массовым тиражом. Фантастика, как и всякая литература, влияет на формирование общественных идеалов и играет немалую роль в современ­ ной идеологической борьбе. «Обширное поле деятельности, конкретное и ответст­ венное, открывается и перед идеологиче­ ской, пропагандистской работой, — говорил М. С. Горбачев в докладе на Совещании по вопросам ускорения научно-технического прогресса. —Научно-технический прогресс — это жизненно важное дело, оно отвечает интересам всех, позволяет каждо­ му широко раскрыть свои способности и талант. Мы рассчитываем на высокую твор­ ческую активность и мастерство нашего ра­ бочего класса, крестьянства, интеллигенции, инженеров и ученых. Особенно много мы ждем от молодежи, от ее энергии и пытли­ вого ума, интереса ко всему новому, пере­ довому». Научная фантастика сегодня — один из наиболее популярных, читаемых видов ли­ тературы, особенно у молодежи. Трудно переоценить ее воспитательную роль. По­ этому важнейшая задача писателя, работа­ ющего в этом жанре,— помочь восприятию нового, обрисовать перспективы научно- технического прогресса, (его влияние на судьбы людей, на судьбы всей планеты. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2