Сибирские огни, 1986, № 3

тературы жанре фантастической сказки- притчи, однако и она вся пронизана мыслью об ответственности человека за все происходящее, за все сущее. Герой О. Корабельникова идет по обыч­ ной сибирской тайге, и вдруг ему начинают попадаться подряд мифические лесные су­ щества: мавка, леший, Перун, говорящий кот и прочие. Долгое время Егор слепо сопротивляется происходящему, продирает­ ся сквозь заросли, не желает ничего слу­ шать и слышать. «Я человек, и выше меня нет никого на земле», —утверждает он. По его мнению, природа должна уступить, по­ кориться. «Ты лес рубишь — меня убиваешь», — говорит сурово лесной дух. И Егор впервые в жизни задумывается: «Слиться с ним_ и перестать быть человеком или, быть может, найти разорванную связь и вернуться к тем временам, когда люди были едины с природой и не вычленяли себя из нее...» Лесные существа показывают Егору реку, загрязненную отходами, дерево, походя надрубленное и погибающее, вытоптанную траву и требуют от него, как от представи­ теля человечества, чтобы он привел все в порядок. Постепенно Егор понимает проис­ ходящее — и меняется, находит способ гармоничного сосуществования с природой. А был он раньше обычным горожанином, не особенно заботившимся о последствиях своих личных поступков для окружающей природы. • Вернувшись в город, герой очутился в психолечебнице —слишком ненормальным казалось все, что он рассказывал. Однако ему, совершенно естественно, как считает автор, встретились все же люди, понявшие, что с ним происходит, и готовые ему по­ мочь — а он в свою очередь помогает им. «Человек создал вторую природу», — гово­ рит один из персонажей. Только не все понимают, что «вторая» природа не должна вытеснять, разрушать первую, исконную. О. Корабельников пытается решить непрос­ тую задачу: показать, как две природы, вечная и рукотворная, могут сосущество­ вать, не уничтожая друг друга, не вступая в конфликт. И это ему в большой степени удается. , Куда меньше удалась О. Корабельникову, так сказать, традиционная научно-фанта­ стическая повесть «И распахнутся двери». Хождение в параллельные миры, .прекрас­ ная девушка, дожидающаяся своего люби­ мого (неважно, из какого параллельного потока он пришел), разумный говорящий пес — все кажется давно знакомым, вто­ ричным. (іо и здесь автор настойчиво про­ водит свою основную идею: «Это неверно, что Вселенная равнодушна и величава... Мы первые, а за нами и другие миры на­ учатся переходу через границы, и тогда механизм самозащиты Вселенной придет к своему логическому завершению — разум отберет лучшее, что накопилось в беско­ нечных мирах, за все время разделения, соединит миры и возьмет на себя уже посильный ему груз сохранения и спасения... И распахнутся двери, и свежий ветер про­ несется сквозняком из мира в мир...» Как Земля, так и вся вселенная сегодня — нечто хрупкое и уязвимое, действия че­ ловека могут иметь необратимые послед­ ствия для всего живого. А потому думать 160 и решать нужно сегодня, сейчас, не откла­ дывая на потом, — к такому выводу подво­ дит нас О. Корабельников. Не все пока удается и молодой писатель­ нице из Душанбе Людмиле' Синицыной, но она настойчиво ищет свою тему в научной фантастике. Одна из ее удач — повесть «Пузыри Земли», где писательница сумела отойти от традиционных путей и добилась значительного эффекта. Землянин попадает на чужую планету, где все от мала до велика без умолку говорят. Да-да, просто болтают, не забо­ тясь о смысле, причем,' как замечает космо­ навт, детей с детства приучают к беспре­ рывному говорению. Конечно, проще всего было бы осудить чужое общество или посмеяться над оби­ тателями болтливой планеты. Но наш герой стремится докопаться до сути происходя­ щего и в результате узнает поразительную вещь. Оказывается, давным-давно невесть откуда на планете появились радужные пузыри, способные мгновенно обволакивать молчащего человека и застывать на воздухе в непроницаемую, непробиваемую пленку. «Пузыри — ежесекундная, ежеминутная опасность», — узнает потрясенный герой. Потому-то и учат детей защищаться до то­ го, как они научатся что-то осознавать, по­ тому и патрулируют город работники «шу­ мовой скорой помощи». Наибольшее потрясение землянин буду­ щего испытывает, узназ, что жители города кинулись его спасать, невзирая на грозя­ щую им самим опасность, когда увидели, как на их планете совершил вынужденную посадку неизвестный космический корабль. Ведь инопланетянин ничего не знает о пу­ зырях и может погибнуть. В свою очередь, землянин всеми мерами стремится помочь попавшим в беду людям. И он находит верное средство, поняв «секрет» Мудреца, живущего вне города, на природе, не боя­ щегося пузырей. «Нужно создать вокруг себя цельную атмосферу, как природа». В итоге пузыри исчезают, их уничтожает смех, простой человеческий разговор, любовь и готовность помочь друг другу. Так реали­ зуется удачно найденная Л. Синицыной метафора человеческих отношений. Молодого фантаста Э. Геворкяна, как и многих авторов, недавно вступивших в ли­ тературу, тоже волнуют судьбы планеты. Действие его повести «Правила игры без правил» происходит в неназываемой запад­ ной стране — это уже устоявшийся и вполне оправданный прием в отечественной фан­ тастике. Читателю, как видно по упоминав­ шейся выше книге И. Подколзина, куда труднее принять и поверить в происходящее в конкретной, узнаваемой стране, если мно­ гое из описанного не соответствует нашим реальным познаниям. Э. Геворкян скупыми штрихами рисует некую модель капита­ листического мира, строя повествование от посылки «если это будет продолжаться...» Инспектор федерального бюро приезжает в «спецшколу», где содержатся несовершен­ нолетние преступники, чтобы узнать, куда деваются юноши после окончания срока пребывания здесь. И почему никто ничего не знает о происходящем в стенах здания. Внешне все обстоит благополучно: ученики постоянно заняты полезным делом, они в хороших отношениях с учителями. Лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2