Сибирские огни, 1986, № 3
тературы жанре фантастической сказки- притчи, однако и она вся пронизана мыслью об ответственности человека за все происходящее, за все сущее. Герой О. Корабельникова идет по обыч ной сибирской тайге, и вдруг ему начинают попадаться подряд мифические лесные су щества: мавка, леший, Перун, говорящий кот и прочие. Долгое время Егор слепо сопротивляется происходящему, продирает ся сквозь заросли, не желает ничего слу шать и слышать. «Я человек, и выше меня нет никого на земле», —утверждает он. По его мнению, природа должна уступить, по кориться. «Ты лес рубишь — меня убиваешь», — говорит сурово лесной дух. И Егор впервые в жизни задумывается: «Слиться с ним_ и перестать быть человеком или, быть может, найти разорванную связь и вернуться к тем временам, когда люди были едины с природой и не вычленяли себя из нее...» Лесные существа показывают Егору реку, загрязненную отходами, дерево, походя надрубленное и погибающее, вытоптанную траву и требуют от него, как от представи теля человечества, чтобы он привел все в порядок. Постепенно Егор понимает проис ходящее — и меняется, находит способ гармоничного сосуществования с природой. А был он раньше обычным горожанином, не особенно заботившимся о последствиях своих личных поступков для окружающей природы. • Вернувшись в город, герой очутился в психолечебнице —слишком ненормальным казалось все, что он рассказывал. Однако ему, совершенно естественно, как считает автор, встретились все же люди, понявшие, что с ним происходит, и готовые ему по мочь — а он в свою очередь помогает им. «Человек создал вторую природу», — гово рит один из персонажей. Только не все понимают, что «вторая» природа не должна вытеснять, разрушать первую, исконную. О. Корабельников пытается решить непрос тую задачу: показать, как две природы, вечная и рукотворная, могут сосущество вать, не уничтожая друг друга, не вступая в конфликт. И это ему в большой степени удается. , Куда меньше удалась О. Корабельникову, так сказать, традиционная научно-фанта стическая повесть «И распахнутся двери». Хождение в параллельные миры, .прекрас ная девушка, дожидающаяся своего люби мого (неважно, из какого параллельного потока он пришел), разумный говорящий пес — все кажется давно знакомым, вто ричным. (іо и здесь автор настойчиво про водит свою основную идею: «Это неверно, что Вселенная равнодушна и величава... Мы первые, а за нами и другие миры на учатся переходу через границы, и тогда механизм самозащиты Вселенной придет к своему логическому завершению — разум отберет лучшее, что накопилось в беско нечных мирах, за все время разделения, соединит миры и возьмет на себя уже посильный ему груз сохранения и спасения... И распахнутся двери, и свежий ветер про несется сквозняком из мира в мир...» Как Земля, так и вся вселенная сегодня — нечто хрупкое и уязвимое, действия че ловека могут иметь необратимые послед ствия для всего живого. А потому думать 160 и решать нужно сегодня, сейчас, не откла дывая на потом, — к такому выводу подво дит нас О. Корабельников. Не все пока удается и молодой писатель нице из Душанбе Людмиле' Синицыной, но она настойчиво ищет свою тему в научной фантастике. Одна из ее удач — повесть «Пузыри Земли», где писательница сумела отойти от традиционных путей и добилась значительного эффекта. Землянин попадает на чужую планету, где все от мала до велика без умолку говорят. Да-да, просто болтают, не забо тясь о смысле, причем,' как замечает космо навт, детей с детства приучают к беспре рывному говорению. Конечно, проще всего было бы осудить чужое общество или посмеяться над оби тателями болтливой планеты. Но наш герой стремится докопаться до сути происходя щего и в результате узнает поразительную вещь. Оказывается, давным-давно невесть откуда на планете появились радужные пузыри, способные мгновенно обволакивать молчащего человека и застывать на воздухе в непроницаемую, непробиваемую пленку. «Пузыри — ежесекундная, ежеминутная опасность», — узнает потрясенный герой. Потому-то и учат детей защищаться до то го, как они научатся что-то осознавать, по тому и патрулируют город работники «шу мовой скорой помощи». Наибольшее потрясение землянин буду щего испытывает, узназ, что жители города кинулись его спасать, невзирая на грозя щую им самим опасность, когда увидели, как на их планете совершил вынужденную посадку неизвестный космический корабль. Ведь инопланетянин ничего не знает о пу зырях и может погибнуть. В свою очередь, землянин всеми мерами стремится помочь попавшим в беду людям. И он находит верное средство, поняв «секрет» Мудреца, живущего вне города, на природе, не боя щегося пузырей. «Нужно создать вокруг себя цельную атмосферу, как природа». В итоге пузыри исчезают, их уничтожает смех, простой человеческий разговор, любовь и готовность помочь друг другу. Так реали зуется удачно найденная Л. Синицыной метафора человеческих отношений. Молодого фантаста Э. Геворкяна, как и многих авторов, недавно вступивших в ли тературу, тоже волнуют судьбы планеты. Действие его повести «Правила игры без правил» происходит в неназываемой запад ной стране — это уже устоявшийся и вполне оправданный прием в отечественной фан тастике. Читателю, как видно по упоминав шейся выше книге И. Подколзина, куда труднее принять и поверить в происходящее в конкретной, узнаваемой стране, если мно гое из описанного не соответствует нашим реальным познаниям. Э. Геворкян скупыми штрихами рисует некую модель капита листического мира, строя повествование от посылки «если это будет продолжаться...» Инспектор федерального бюро приезжает в «спецшколу», где содержатся несовершен нолетние преступники, чтобы узнать, куда деваются юноши после окончания срока пребывания здесь. И почему никто ничего не знает о происходящем в стенах здания. Внешне все обстоит благополучно: ученики постоянно заняты полезным делом, они в хороших отношениях с учителями. Лишь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2