Сибирские огни, 1986, № 3

ки» прошлого^ а люди будущего «прова­ ливаются» в глубь времен. Герой-рассказчик повести Павел —один из наблюдателей-разведчиков, задача ко­ торых обнаруживать «возмущения», про­ рывы во времени, появление иновремен- ных существ, и, конечно, 6н, как и другие разведчики, должен уметь пресекать вред­ ные последствия. Так диктуют принятые правила, так приказывает главнокомандую­ щий Горзах, принявший на себя руководст­ во планетой на неопределенное время, ибо никто не знает, долго ли . будут продол­ жаться хроноклазмы («хроноклазм», по Джону Уиндэму, придумавшему данный термин,— это «когда кто-то или что-то возникает не в то время и не в том месте, где положено»). Никто не знает, как оста­ новить хроноклазмы. Поэтому Павел и его соратники совершают постоянные патруль­ ные облеты планеты, следя, чтобы люди прошлого не оказались в их времени, что­ бы сами они, по возможности, не потеря­ лись среди иных веков во время очеред­ ного хроноклазма. Кроме того, патрули уничтожают таинственных огневиков — су­ ществ, появляющихся неизвестно откуда и исчезающих неизвестно куда в момент очередного «возмущения». До поры до времени Павел, видимо, был таким же исполнителем, как многие другие. Летал, искал, устранял, стрелял. Конфликт возникает, когда во время очередного пат­ рулирования Павел наблкщает смешение сразу трех времен. Герой из своего буду­ щего видит: на полянку выходят несколько вооруженных фашистов и девушка из до­ исторической эпохи. Павел понимает, что нельзя просто стоять и смотреть. «Наша ошибка вырвала ее из далекого прошло­ го,—думает он.— В моем, ни в каком ином времени, оказался живой человек, которого по долгу совести и по всем зако­ нам морали я должен был спасти, а из соображений высшей целесообразности и согласно приказу, наоборот, обязан был оставить там, где' ее растерзают не фа­ шисты, так дикие хищники». Так Эя по­ падает в будущее, так Павел узнает, что его любимая Снежка, пропавшая при оче­ редном патрулировании в неизвестном веке, жива, так рождается замысел со­ вершить путешествие на машине времени, чтобы узнать, откуда берутся хроноклаз­ мы, и попытаться найти Снежку, «застряв­ шую» где-то там, в неолите. Очень важно, что Павел у Д. Биленки­ на — не герой-одиночка, как это часто еще, увы, бывает в фантастике. Он долго му­ чается чувством вины от своего проступ­ к а— спасения Эи вопреки приказу. Но вот как реагируют его друзья. «Это у кам­ ня нет выбора — падать ему или ле­ жать»,— говорит один. «Жизнь человека, долг помощи — это ли не высший приказ, который отменяет все остальные?» —спра­ шивает другой. Постепенно, как показы­ вает автор, молодой человек начинает со­ знавать, что главнокомандующий Горзах не такой уж и непогрешимый. Категори­ ческие приказы были, очевидно, нужны в чрезвычайном положении. Но после того, как прошла первая растерянность и испуг, естественный при столкновении с непонят­ ной опасностью, стало ясно, что поддер­ живать стабильность в своем обществе за счет всех остальных, ушедших в прошлое и снова возникающих из-за глобальных экспериментов своих потомков, бесчеловеч­ но. Наиболее контрастно все противоречия выступают в финале, когда Пьвел и Эя совершают успешное путешествие во вре­ мени й находят в прошлом не только со­ родичей Эи, но и живую Снежку. Живую, хотя отнюдь не невредимую. Павел по­ падает в неолит, в нужное время и место, как раз после того, как его любимую племя принесло в жертву «дракону». Но Снежка выстояла, невзирая на тяготы и лишения, на жуткие испытания, потому что верила в своих людей, в свое будущее, Б любовь. Важнейшая^ черта наших потомков — то, что в любой эпохе, в любых обстоятельст­ вах они ощущают свою связь с человече­ ством, они не одиноки, у них всегда есть надежда, даже если им и грозит опасность навечно «застрять» в прошлом. Они знают, что светлое будущее — не мираж, а реаль­ ность в жизни человечества. Несколько особняком стоит в повести собственно научно-фантастическая интрига, связанная с огневиками. Эти таинственные существа, возникающие на месте хроноклаз- мов, ничем не похожи на людей; люди не знают, какова природа огневиков, зачем и откуда они берутся. Но они кажутся угрожающими, а потому их уничтожают, применяя все виды современнейшего и мощнейшего оружия. Уничтожают до тех пор, пока кому-то из «обычных гениев» не приходит в голову мысль: да ведь огневи­ ки собираются в месте мощного выброса энергии, значит, по ним можно предска­ зать очередное «возмущение», они как буд­ то бы предупреждают людей. Однако, как видим, даже в человечестве будущего, напуганном происходящим, сохранился еще первобытный инстинкт: сначала стрелять в чужое, непонятное, а потом думать. Важнейшее качество, которое выделяет автор в своих персонажах,— способность мыслить, принимать самостоятельные ре­ шения даже в критических обстоятельст­ вах. Задумывается о своей роли в собы­ тиях Павел, спасший Эю от фашистов. Придумывает способ спастись измученная физически и морально Снежка. Подключает свой мозг к другим гениям Алексей, ста­ рающийся найти разгадку хроноклазмов. Через потери — к обретениям, , таков естественный путь героев Д, Биленкина. Как видим, можно путешествовать в лю­ бое время, в любое место, если только оправдана цель, если читатели верят в про­ исходящее, воспринимают героев фанта­ стических произведений как живых людей, а не как «придатки» к сюжету. Дмитрий Биленкин, братья Стругацкие, Кир Булычев, Вадим Шефнер, Виктор Колупаев, Владимир Савченко и многие другие фантасты создают книги о людях, близких и понятных нам, ставят их перед серьезнейшим морально-этическим выбо­ ром. Опытный автор, знающий, что он хо­ чет сказать читателю, умело использует и'невероятные фантастические идеи, и раз­ нообразные гипотезы. Но, как это ни по­ кажется парадоксальным, может обхо­ диться без них. Повесть Олега Корабельникова «Башня птиц» написана в редком для нашей ли- 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2