Сибирские огни, 1986, № 3
ки» прошлого^ а люди будущего «прова ливаются» в глубь времен. Герой-рассказчик повести Павел —один из наблюдателей-разведчиков, задача ко торых обнаруживать «возмущения», про рывы во времени, появление иновремен- ных существ, и, конечно, 6н, как и другие разведчики, должен уметь пресекать вред ные последствия. Так диктуют принятые правила, так приказывает главнокомандую щий Горзах, принявший на себя руководст во планетой на неопределенное время, ибо никто не знает, долго ли . будут продол жаться хроноклазмы («хроноклазм», по Джону Уиндэму, придумавшему данный термин,— это «когда кто-то или что-то возникает не в то время и не в том месте, где положено»). Никто не знает, как оста новить хроноклазмы. Поэтому Павел и его соратники совершают постоянные патруль ные облеты планеты, следя, чтобы люди прошлого не оказались в их времени, что бы сами они, по возможности, не потеря лись среди иных веков во время очеред ного хроноклазма. Кроме того, патрули уничтожают таинственных огневиков — су ществ, появляющихся неизвестно откуда и исчезающих неизвестно куда в момент очередного «возмущения». До поры до времени Павел, видимо, был таким же исполнителем, как многие другие. Летал, искал, устранял, стрелял. Конфликт возникает, когда во время очередного пат рулирования Павел наблкщает смешение сразу трех времен. Герой из своего буду щего видит: на полянку выходят несколько вооруженных фашистов и девушка из до исторической эпохи. Павел понимает, что нельзя просто стоять и смотреть. «Наша ошибка вырвала ее из далекого прошло го,—думает он.— В моем, ни в каком ином времени, оказался живой человек, которого по долгу совести и по всем зако нам морали я должен был спасти, а из соображений высшей целесообразности и согласно приказу, наоборот, обязан был оставить там, где' ее растерзают не фа шисты, так дикие хищники». Так Эя по падает в будущее, так Павел узнает, что его любимая Снежка, пропавшая при оче редном патрулировании в неизвестном веке, жива, так рождается замысел со вершить путешествие на машине времени, чтобы узнать, откуда берутся хроноклаз мы, и попытаться найти Снежку, «застряв шую» где-то там, в неолите. Очень важно, что Павел у Д. Биленки на — не герой-одиночка, как это часто еще, увы, бывает в фантастике. Он долго му чается чувством вины от своего проступ к а— спасения Эи вопреки приказу. Но вот как реагируют его друзья. «Это у кам ня нет выбора — падать ему или ле жать»,— говорит один. «Жизнь человека, долг помощи — это ли не высший приказ, который отменяет все остальные?» —спра шивает другой. Постепенно, как показы вает автор, молодой человек начинает со знавать, что главнокомандующий Горзах не такой уж и непогрешимый. Категори ческие приказы были, очевидно, нужны в чрезвычайном положении. Но после того, как прошла первая растерянность и испуг, естественный при столкновении с непонят ной опасностью, стало ясно, что поддер живать стабильность в своем обществе за счет всех остальных, ушедших в прошлое и снова возникающих из-за глобальных экспериментов своих потомков, бесчеловеч но. Наиболее контрастно все противоречия выступают в финале, когда Пьвел и Эя совершают успешное путешествие во вре мени й находят в прошлом не только со родичей Эи, но и живую Снежку. Живую, хотя отнюдь не невредимую. Павел по падает в неолит, в нужное время и место, как раз после того, как его любимую племя принесло в жертву «дракону». Но Снежка выстояла, невзирая на тяготы и лишения, на жуткие испытания, потому что верила в своих людей, в свое будущее, Б любовь. Важнейшая^ черта наших потомков — то, что в любой эпохе, в любых обстоятельст вах они ощущают свою связь с человече ством, они не одиноки, у них всегда есть надежда, даже если им и грозит опасность навечно «застрять» в прошлом. Они знают, что светлое будущее — не мираж, а реаль ность в жизни человечества. Несколько особняком стоит в повести собственно научно-фантастическая интрига, связанная с огневиками. Эти таинственные существа, возникающие на месте хроноклаз- мов, ничем не похожи на людей; люди не знают, какова природа огневиков, зачем и откуда они берутся. Но они кажутся угрожающими, а потому их уничтожают, применяя все виды современнейшего и мощнейшего оружия. Уничтожают до тех пор, пока кому-то из «обычных гениев» не приходит в голову мысль: да ведь огневи ки собираются в месте мощного выброса энергии, значит, по ним можно предска зать очередное «возмущение», они как буд то бы предупреждают людей. Однако, как видим, даже в человечестве будущего, напуганном происходящим, сохранился еще первобытный инстинкт: сначала стрелять в чужое, непонятное, а потом думать. Важнейшее качество, которое выделяет автор в своих персонажах,— способность мыслить, принимать самостоятельные ре шения даже в критических обстоятельст вах. Задумывается о своей роли в собы тиях Павел, спасший Эю от фашистов. Придумывает способ спастись измученная физически и морально Снежка. Подключает свой мозг к другим гениям Алексей, ста рающийся найти разгадку хроноклазмов. Через потери — к обретениям, , таков естественный путь героев Д, Биленкина. Как видим, можно путешествовать в лю бое время, в любое место, если только оправдана цель, если читатели верят в про исходящее, воспринимают героев фанта стических произведений как живых людей, а не как «придатки» к сюжету. Дмитрий Биленкин, братья Стругацкие, Кир Булычев, Вадим Шефнер, Виктор Колупаев, Владимир Савченко и многие другие фантасты создают книги о людях, близких и понятных нам, ставят их перед серьезнейшим морально-этическим выбо ром. Опытный автор, знающий, что он хо чет сказать читателю, умело использует и'невероятные фантастические идеи, и раз нообразные гипотезы. Но, как это ни по кажется парадоксальным, может обхо диться без них. Повесть Олега Корабельникова «Башня птиц» написана в редком для нашей ли- 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2