Сибирские огни, 1986, № 3

понятные катаклизмы, и приняли сущест­ вующее положение вещей как данность — иначе ведь дети не могут. Яр получает от­ вет от «тех, которые велят», т. е. от при­ шельцев. «В процессе эксперимента иногда горят целые - звездные системы»,— объясняет похожий на гипсового манекена' Тот. В. Крапивин сталкивает два мировоззрения, две противоположные системы. С , одной стороны. Яр, убежденный в том, что «каж­ дый человек — по-своему галактика». С другой стороны — псевдостатуи с лаки­ рованными лицами, нелюди, готовые уничтожить и планету и всю галактику для своих целей. Аллегория В. Крапивина предельно прозрачна, мы знаем, кто готов бездумно уничтожить нашу Землю во имя «высших целей». Бесстрашные ребята, ге­ рои повести, тоже знают, что за жизнь нужно бороться, отступать нельзя. Побеждает, как всегда у В. Крапивина, дружба. Детский мячик оказывается силь­ нее, чем граната или пуля, потому что детским рукам привычнее, ловчее его бро­ сать. Но война-то ведется настоящая, без скидок на возраст. И потому часть ребят погибает, а другая часть слишком рано взрослеет. Против войны, против участия в ней и гибели детей серьезно, по-взрослому, без всяких скидок на возраст и выступает писатель. И ему в полной мере удалось сочетать глубокие философские проблемы с доходчивым стилем ийожения. «Праздник лета в Старогорске» знако­ мит нас с другой планетой, с другими ре­ бятами. Но так как их действия и поступки связаны с теми, что происходили в парал­ лельном мире, так как часть персонажей попала в Старогорск с других, аналогич­ ных Земле планет, то и они привлекают внимание «тех, которые велят». Мальчиш­ ки создают «искорку жизни», отдав каж­ дый по капле своей крови, и манекены пы­ таются заполучить ее для своих опытов. Мы уже догадываемся, что это за опыты, а мальчишки не. знают, но по всему по­ ведению чужаков чувствуют: нельзя от­ дать искорку в такие руки. В повести хватает приключений, есть тут проникновен­ ные картины мальчишеской дружбы, есть забавный робот Ерема и журналист с «другой» Земли Глеб. Но все же «Празд­ ник лета в Старогорске» не производит такого цельного впечатления, как предыду­ щая повесть, видимо, потому, что автор задумывал именно триптих и ответы на все возможные вопросы оставил для третьей, последней части. И эта завершающая часть трилогии под названием «Мальчик и ящерка» дает все необходимые разъяснения. В. Крапивину удается выполнить труднейшую задачу — свести воедино различные времена, места действия, собрать всех героев. Оказав­ шись на той самой планете, где пришель­ цы проводили свои основные опыты, люди вступают с ними в борьбу. Поднимают восстание и гибнут мальчишки, многие из которых очутились на планете случай­ но. Ведет постоянную войну Глеб, так и не нашедший свою Землю, но зато нашед­ ший себя, свое дело. Учит детей в школе Яр, но он не только директор школы — он и главный защитник. И вот наконец 158 героям удается понять, с чем они столкну» лись, с чем ведут борьбу. «Я не знаю,— говорит Глеб,— откуда они взялись и ка­ кие они в своей природной сущности, хотя бился над этим много лет. Может, при­ шельцы из других миров, а может, наша собственная плесень. Только точно знаю: это цивилизация паразитов... Если их мож­ но назвать цивилизацией... Они — тараканы и клопы. Посудите сами. Сколько сил надо положить, чтобы развести пчел или, ска­ жем, шелкопряда. А клопы лезут из щелей сами — стоит хозяевам только зазеваться или стать ленивыми... Вот и в человеческой жизни: когда люди становятся равнодуш­ ными, ленивыми или слишком сытыми, ког­ да им наплевать на свою Планету, появ­ ляются те, к о т о р ы е в е л я т . И кое- кто из людей не против: так спокойнее и проще...» Плесень исчезает, лишь когда люди объединяются в борьбе, когда на всех та­ ких планетах находятся и взрослые и дети, способные переступить свой страх и со­ вершить решительный поступок, - даже подвиг. «Земля есть Земля»,— говорит Глеб Яру. Их сплотило общее дело, борь­ ба против «тех», и не важно, что они пришли из разных миров, ведь идеалы у них общие. О том, к чему могут привести «глобаль­ ные эксперименты», рассказывает и по­ весть Д. Биленкина «Пустыня жизни», опубликованная в «Уральском следопыте» в 1983 году и в сборнике «НФ» — 1984 го­ да. Но запоминается повесть не техниче­ скими «чудесами», которых почти нет, ' не фантастическими изобретениями и неве­ роятными терминами, которых тоже очейь мало. Прежде всего писателя интересуют люди, их поведение в сложнейших обстоя­ тельствах, смоделированных фантастом с удивительной достоверностью. «Пустыня жизни» — об ответственности человека, о взаимосвязи всего живого. С тех пор, как мы вышли в космос, мы не имеем права забывать о том, что наши поступки, наши открытия, наши опыты могут изменить и все космическое окруже­ ние. Один из возможных вариантов и пред­ лагает нам обдумать Д. Биленкин. Вслед­ ствие научных экспериментов, затронув­ ших всю планету, нарушилась структура времени. Мы привыкли повторять, что пространство и время неделимы, но не особенно размышляем, что .же означают эти слова. Пытаясь предугадать эффект тех или иных испытаний, мы обычно ви­ дим их воздействие лишь на нынешнее место и время. А в повести Д. Биленкина воистину «порвалась связь времен», как сказано еще у Шекспира. Человечество экспериментирует как будто бы с чем-то локальным, не подозревая, что нарушает строение Вселенной. Позднее выясняется, что люди не одиноки в своих делах. Где-то далеко, на неведомой планете, разумные существа тоже провели опыт. «Приняли должные — с их точки зрения должные! — предосторожности и бабахнули подальше от своего дома. А тряхнуло нас»,— говорит один из персонажей повести Алексей, «обычный гений». И вот местами на Земле возникают оча­ ги возмущения, нарушения временных гра­ ниц, отчего в будущее попадают «обрыв-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2