Сибирские огни, 1986, № 3
понятные катаклизмы, и приняли сущест вующее положение вещей как данность — иначе ведь дети не могут. Яр получает от вет от «тех, которые велят», т. е. от при шельцев. «В процессе эксперимента иногда горят целые - звездные системы»,— объясняет похожий на гипсового манекена' Тот. В. Крапивин сталкивает два мировоззрения, две противоположные системы. С , одной стороны. Яр, убежденный в том, что «каж дый человек — по-своему галактика». С другой стороны — псевдостатуи с лаки рованными лицами, нелюди, готовые уничтожить и планету и всю галактику для своих целей. Аллегория В. Крапивина предельно прозрачна, мы знаем, кто готов бездумно уничтожить нашу Землю во имя «высших целей». Бесстрашные ребята, ге рои повести, тоже знают, что за жизнь нужно бороться, отступать нельзя. Побеждает, как всегда у В. Крапивина, дружба. Детский мячик оказывается силь нее, чем граната или пуля, потому что детским рукам привычнее, ловчее его бро сать. Но война-то ведется настоящая, без скидок на возраст. И потому часть ребят погибает, а другая часть слишком рано взрослеет. Против войны, против участия в ней и гибели детей серьезно, по-взрослому, без всяких скидок на возраст и выступает писатель. И ему в полной мере удалось сочетать глубокие философские проблемы с доходчивым стилем ийожения. «Праздник лета в Старогорске» знако мит нас с другой планетой, с другими ре бятами. Но так как их действия и поступки связаны с теми, что происходили в парал лельном мире, так как часть персонажей попала в Старогорск с других, аналогич ных Земле планет, то и они привлекают внимание «тех, которые велят». Мальчиш ки создают «искорку жизни», отдав каж дый по капле своей крови, и манекены пы таются заполучить ее для своих опытов. Мы уже догадываемся, что это за опыты, а мальчишки не. знают, но по всему по ведению чужаков чувствуют: нельзя от дать искорку в такие руки. В повести хватает приключений, есть тут проникновен ные картины мальчишеской дружбы, есть забавный робот Ерема и журналист с «другой» Земли Глеб. Но все же «Празд ник лета в Старогорске» не производит такого цельного впечатления, как предыду щая повесть, видимо, потому, что автор задумывал именно триптих и ответы на все возможные вопросы оставил для третьей, последней части. И эта завершающая часть трилогии под названием «Мальчик и ящерка» дает все необходимые разъяснения. В. Крапивину удается выполнить труднейшую задачу — свести воедино различные времена, места действия, собрать всех героев. Оказав шись на той самой планете, где пришель цы проводили свои основные опыты, люди вступают с ними в борьбу. Поднимают восстание и гибнут мальчишки, многие из которых очутились на планете случай но. Ведет постоянную войну Глеб, так и не нашедший свою Землю, но зато нашед ший себя, свое дело. Учит детей в школе Яр, но он не только директор школы — он и главный защитник. И вот наконец 158 героям удается понять, с чем они столкну» лись, с чем ведут борьбу. «Я не знаю,— говорит Глеб,— откуда они взялись и ка кие они в своей природной сущности, хотя бился над этим много лет. Может, при шельцы из других миров, а может, наша собственная плесень. Только точно знаю: это цивилизация паразитов... Если их мож но назвать цивилизацией... Они — тараканы и клопы. Посудите сами. Сколько сил надо положить, чтобы развести пчел или, ска жем, шелкопряда. А клопы лезут из щелей сами — стоит хозяевам только зазеваться или стать ленивыми... Вот и в человеческой жизни: когда люди становятся равнодуш ными, ленивыми или слишком сытыми, ког да им наплевать на свою Планету, появ ляются те, к о т о р ы е в е л я т . И кое- кто из людей не против: так спокойнее и проще...» Плесень исчезает, лишь когда люди объединяются в борьбе, когда на всех та ких планетах находятся и взрослые и дети, способные переступить свой страх и со вершить решительный поступок, - даже подвиг. «Земля есть Земля»,— говорит Глеб Яру. Их сплотило общее дело, борь ба против «тех», и не важно, что они пришли из разных миров, ведь идеалы у них общие. О том, к чему могут привести «глобаль ные эксперименты», рассказывает и по весть Д. Биленкина «Пустыня жизни», опубликованная в «Уральском следопыте» в 1983 году и в сборнике «НФ» — 1984 го да. Но запоминается повесть не техниче скими «чудесами», которых почти нет, ' не фантастическими изобретениями и неве роятными терминами, которых тоже очейь мало. Прежде всего писателя интересуют люди, их поведение в сложнейших обстоя тельствах, смоделированных фантастом с удивительной достоверностью. «Пустыня жизни» — об ответственности человека, о взаимосвязи всего живого. С тех пор, как мы вышли в космос, мы не имеем права забывать о том, что наши поступки, наши открытия, наши опыты могут изменить и все космическое окруже ние. Один из возможных вариантов и пред лагает нам обдумать Д. Биленкин. Вслед ствие научных экспериментов, затронув ших всю планету, нарушилась структура времени. Мы привыкли повторять, что пространство и время неделимы, но не особенно размышляем, что .же означают эти слова. Пытаясь предугадать эффект тех или иных испытаний, мы обычно ви дим их воздействие лишь на нынешнее место и время. А в повести Д. Биленкина воистину «порвалась связь времен», как сказано еще у Шекспира. Человечество экспериментирует как будто бы с чем-то локальным, не подозревая, что нарушает строение Вселенной. Позднее выясняется, что люди не одиноки в своих делах. Где-то далеко, на неведомой планете, разумные существа тоже провели опыт. «Приняли должные — с их точки зрения должные! — предосторожности и бабахнули подальше от своего дома. А тряхнуло нас»,— говорит один из персонажей повести Алексей, «обычный гений». И вот местами на Земле возникают оча ги возмущения, нарушения временных гра ниц, отчего в будущее попадают «обрыв-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2