Сибирские огни, 1986, № 3
известное гостеприимство, рестораны, за столья... В каждом сборнике обязательно встре чаются таинственные предметы, неизвестно откуда возникшие и также непонятно куда исчезающие. Скажем, Т. Непомнящий описывает не кую «казуаль» (рассказ так и называется). Оказывается, «казуаль» происходит от сло ва «Казус», только в рассказе это такая штучка вроде лорнета, через который мож но увидеть все, что угодно. И вот герой «уверен, что волшебная казуаль поможет ему в работе». Прежде он обходился без нее, «а вот теперь, чувствовал, уже не смо жет». Откуда взялась «казуаль», куда делась, зачем нужна —непонятно. А уж как не везет бедным роботам в сборниках «Фантастика»! Бедная «Русуля» из одноименного рассказа А. Тесленко ночью побежала собирать цветочки для ма ленькой девочки и попала под машину. И вот ребенок плачет, зовет кибер-няню, а бесчувственные родители спят в соседней комнате и ничего не слышат. А несчастный робот из рассказа А. Ва лентинова «Микки» даже кончает жизнь самоубийством, потому что его не поня ли люди. Удивителен обширный раздел «Голоса молодых» в «Фантастике-83». Как будто бы намеренно подобраны рассказы, демонст рирующие, что их авторы открыли для се; бя очень нехитрый способ писать. Берешь известный сюжет, меняешь имена, по бо кам приделываешь научно-фантастический антураж, слегка запутываешь читателя — к все дела. И вот В. Савченко пишет рассказ «Про исшествий нет», повторяющий сюжетом знаменитую «Арену» Ф. Брауна. Однако рассказ Ф. Брауна, написанный в 1944 го ду, исполнен гневного протеста против фашизма, а вот чего хотел добиться В. Сав ченко — загадка. В. Потапов описывает невероятную пла-. нету, где сбываются все, ну просто все желания. Даже прекрасная бронзовая статуя приходит ночью в постель к герою. Однако если Мериме в своей «Венере Илльской» добивался большого эффекта, намеренно сухо повествуя о фантастических событиях, то В. Потапов подбавляет красивостей: «Алмазными подвесками сверкали на черном бархате космоса звез ды...» К слову сказать, алмазные подвески тоже не так давно сверкали на кино- и те леэкранах, и, видно, задержались в созна нии... А. Дубаева в рассказе «Последний гло ток» долго и запутанно повествует о том, как некая планета (возможно, Земля,— не совсем ясно) мстит людям за неосто рожное обращение с нею. Членораздельно описана лишь одна сцена: спасающийся бегством взрослый встречает в пустыне у колодца маленького мальчика. Улавливае те? Чем не «Маленький принц»? Конечно, не обходится и без пришельцев. У Л. Панасенко в рассказе «Покоряющий пространство» — это всесильный иноплане тянин. У В. Дебердеева в «202 ночи Шехе- разады» пришельцы исцеляют больную царевну, а так как автор, по-видимому, не зндет, чем кончить рассказ, то прибе гает к спасительной формуле: «И тут 154 Шехеразаду застигло утро, и она прекра тила дозволенные речи». Но одной хоро шей фразы, к тому же заимствованной, право, маловато для того, чтобы вышел хо роший рассказ. Пожалуй, из всех сборников «Фантасти ки» восьмидесятых годов наиболее удру чающее впечатление остается от выпуска 1983 года. Из 23 произведений, по-настоя щему, всерьез, можно воспринять лишь три. «Они же деревянные» І\ Гуревича — грустный, но очень искренний рассказ о ве щах, сделанных руками человека, о челове ческих чувствах. Приятна и встреча с произведениями «гостей» из шестидеся тых —Л. Тепловым и А. Плонским. От остальных произведений остается странное ощущение. Кажется, авторы, в основном, придерживаются двух направле ний. Либо нам в качестве научной фанта стики предлагается текст типа «Ему надо было найти необходимые и достаточные условия градуирования пучка локально компактных пространств» (А. Морозов. «Если заплыть под плотину»). Либо выве дена псевдонаучная идея, составляющая все, повторяю — в с е содержание, если о таковом вообще можно говорить. Так, у М. Шпатина «Королевские перчатки» (рас сказ так и называется) ткут... дрессиро ванные пауки. Помнится, в каком-то из сборников «Фантастики» уже был рассказ Де-Спиллера о том, как гусеницы строй ными рядами ткут не то ткани, не то сразу платья. К примерам, упоминавшим ся выше, можно добавить еще несколько, так сказать, для создания полной картины. Вот «Судьба Хайда» Н. Домбровского («Фантастика-84»). Некий доктор (трудно догадаться о времени и месте событий, хотя некоторые детали дают основания предполагать, что мы имеем дело с нашим временем и нашей страной) решил повто рить опыт небезызвестного стивенсоновско го доктора Джекиля, превратился в мисте ра Хайда и погиб. Впрочем, в конце автор на всякий случай сообщает, что все проис шедшее могло быть ошибкой. Непонятно только, чьей —героев? Или автора? Но ясно, что проиграл читатель. Опытный автор Юрий Медведев публи кует в том же сборнике рассказ «Любовь к Паганини», в центре которого — неиспра вимый мечтатель-изобретатель Мере. Мерв прячется от преследователей в пространст ве и времени, но в финале его все же ло вят и ссылают туда, где живут такие же неисправимые. И там он находит себе единомышленника — Еврипида (тут не сов сем ясно, рткуда взялся Еврипид, и тот ли это, которого все мы знаем, или совсем другой). «С Еврипидом они сошлись на любви к Паганини»,— заключает рассказ автор. А с самого начала Ю. Медведев ог лушает читателя воистину фантастически ми фразами: «Тревога сквозила в мерном подрагивании листьев гиперовощей и дубо яблонь в саду за окном. В упорядоченном строю сиреневых, рыжих, фиолетовых ква- зиаблоков определенно таился подвох». Дальше — больше. «Тут громоздились допотопные реокраны, псевдоинтеграторы, гравиякоря, нейрозащелки, торчал заржав ленный остов психотрона, висело, чучело двуединорога с Плутона, тускло мерцали реторты невообразимых форм, размеров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2