Сибирские огни, 1986, № 3
8 рассказе А. Дмитрука «Ночь молодого месяца» человек из будущего попадает в прошлое и остается там навсегда. То же происходит и в рассказе А. Валентинова «Разорвать цепь»: герой остается в прошлом с любимой кроманьонкой. Б. Лапин посту пает оригинальнее: в его рассказе «Палочка с зарубками» молодые задорные парни и девчата из будущего проникают в на ше время, чтобы помочь строителям БАМа. У М. Грешнова в рассказе «Са- ган-далинь» ' молодые изобретатели Варя и Константин проникают в близкое бу дущее^ и узнают, что будет строиться... второй БАМ. «И тогда зал грянул апло дисментами». Обидно становится за ве ликую стройку: сколько беспомощных, наивных квазифантастических произведений она породила! А вспомнишь счастливые лица строителей, показанные в современной кинохронике после «стыковки», — и совсем стыдно. Ведь БАМ построен усилиями на ших современников, без всяких «палочек с зарубками» и нечленораздельно описанных машин с «не так соединенными триодами». Возникает невольный вопрос: почему же авторы заставляют своих героев бежать из нашего времени или тем более из светлого будущего — в другую эпоху? Чем, интерес но, не угодило им наше время, наше об щество? Почему они так стремятся в глубь веков? Похоже, некоторые фантасты ме ханически сняли схему путешествия с по пулярного романа Дж. Финнея «Меж двух времен», не удосужившись подумать: герой Финнея ведь бежит из сегодняшней страш ной Америки в более мирное прошлое, он делает это сознательно, ради спасения любви. Он побывал с любимой девушкой, живущей в начале нашего пека, в настоя щем — и понял, что она просто погибнет в звериных условиях технического «рая». А от чего же бегут герои А. Валентинова, Б. Лапина и других? Между тем есть и иные примеры, не вы зывающие недоуменных вопросов'. Напри мер, у О. Алексеева герой попадает на Непрядву, в день знаменитой битвы (рас сказ «Рассвет на Непрядве»). Он участвует в битве, потому что иначе нельзя: он ранен, контужен, забывает о том, кто он и откуда, но помнит основное. Он не чужой людям, борющимся с врагом. Не будь их — воз можно, не было бы и его. А потому его место здесь. Есть еще одна разновидность повествова ний о путешествии во времени. Можно ехать, так сказать, по конкретному адресу — к кому-то из великих. Благо все они дав но ушли в мир иной и вряд ли заявят про тест. Вот, например, два рассказа из «Фан- тастики-83». В «Эксперименте Кальвина» М. Глебова знаменитому композитору Гайдну доставляют машину, которая долж на помочь ему написать все его гениальные произведения. Известно, что Гайдн написал удивительно много музыкальных сочинений в самых различных жанрах, вот в будущем и решили, что сам он этого сделать не мог, наверняка была помощь Извне. Но машина ломается, а Гайдн, как это и было в дей ствительности, пишет все сам. И все ^заме чательное. Значит, в самом деле гений. - «Темпонавты — так их назовут», ут верждает В. Заяц в одноименном рассказе, забывая, что темпопавтами их уже давпо назвали, по крайней мере в фантастике. Его герой предпринимает смелую попытку спас ти Архимеда. Но великий ученый, как и следовало ожидать, отказался от предло жения бежать в другую эпрху. В отличие от некоторых персонажей, он твердо знает, что живет в своем времени и место его здесь. В рассказе В. Зайца нет даже попы ток обосновать происходящее, зато коло ритно выписана сварливая жена «темпо навта»; видимо, именно такая женщина должна быть рядом с великим мужчиной; Так и хочется помочь автору вывести сил логизм: но не у всех сварливых жен мужья — Сократы. По-прежнему, как ни странно, множество рассказов в качестве темы, идеи, проблемы и даже сюжета предлагает лишь конкрет ное изобретение или гипотезу, не пытаясь развить, обосновать появление нового. Удивительно постоянен С. Ахметов, вы пустивший уже целый цикл рассказов об алмазах, составивших книгу «Алмаз «Шах». Красиво, конечно, когда на каждой стра нице перед нами «слепящий блеск», но в конце концов действительно слепнешь и думаешь — к чему все это? Понятно, раз автор — кристаллограф, он много знает о своем предмете. Но, может быть, лучше написать о любимых алмазах науч но-популярную книгу, включив в нее все «гипотезы о происхождении»? Ведь ни в одном рассказе С. Ахметова нет запоми нающихся образов, нет четко сформули рованного конфликтѣ нет новых тем, идей! Впрочем, в последнем сборнике «Фан тастика-84» С. Ахметов отступил от при вычной темы и описал путешествие в прошлое с помощью «острофокусных церебролазеров». В его рассказе «Шок» заявлена интересная идея: герой, талантли вый физик Алан, считает, что «лично от ветствен за прошлое». Но идея лишь обозначена, и после колоритно описанйо- го путешествия в прошлое с выстрелами и погонями Алан возвращается в свое вре мя, очевидно, навсегда утратив ностальгию по давно минувшему. Ведь в настоящем его ждет Лана, которая «удивленно расши рила и без того огромные глаза... Показа лось, что всю комнату заполнило голубое сияние». Пожалуй, это еще красивее, чем блеск алмазов. Естественно, что физик, открыв глаза, «улыбался светло и широ ко, словно ребенок»... В. Рыбин предлагает нечто глобальное — «Гипотезу о сотворении» («Фантастика-83»). Надо понимать, о сотворении всего суще го. В рассказе тоже совершается визит в прошлое на машине времени— спасибо Г. Дж. Уэллсу! И ничего, что собственно фантастическая часть написана не особен но понятно, а попытки автора дать разъяснение еще больше заводят в тупик. «Континуум, коротко говоря — компактнее множество...». Или: «Гостеву почудились в компьютерном смешении времен и прост ранств сияющие перспективы ’ человеческо го' бессмертия...» Ничего, что герою чудятся не только «сияющие перспективы», но и разные фантомы, ничего, что лишь в фина ле выясняется существование некоего «за кона гармонии» (видимо, всего сущего). Зато автор замечательно описывает вполне реальную современную Армению, ее широко 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2